Ансамбль Баха ад-Дина Накшбанди
Баха
ад-Дин — культовый ансамбль (Баха ад-Дин ансамбль), развившийся в
бывшем центре
суфийского братства Накшбандия, названого по прозвищу его руководителя
Баха ад-Дина (Багауддина) Накшбанда.
Начиная с XV в. братство Накшбандия превратилось в одно из самых
распространенных
суфийских орденов в мире. Багауддин Мухаммад Бахааддин Накшбанди
Бухараи (1314-1389) родился в Бухаре, в
селе Касри Арифан. В детстве его воспитал шайх Мухаммад Баба Саммаси.
Потом Саммаси поручил его воспитание
Амир Кулалу. Багауддин какое-то время жил в Самарканде и Мевре.
Последние годы своей жизни провел в Бухаре.
Накшбанди не призывал своих приверженцев к отшельничеству, напротив, он
обязывал их быть усердными земледельцами, ремесленниками, торговцами, занимать
государственные должности. Орден мирно уживался с официальным исламом.
При Тимуридах орден оказывал большое влияние как на правителей, так и на широкие
народные массы. Членами этого братства были выдающийся персидский поэт Джами
(1414-1492) и великий узбекский
поэт Алишер Навои (1441-1501).
Силсила, цепь преемственности (Арабское слово “силсила” (“цепь”,
“ряд”),
тариката Нкшбандия разными ветвями восходит к Али и Абу Бакру.
Наличие цепочки необходимо для любого тариката, т.к. это одно из свидетельств
подлинной преемственности в линии учителей. Через истинную силсилу передается
божественная благодать - барака.
Накшбандия является тарикатом придерживаюшимся вероубеждения о тихом
зикре.
Накшбандийский зикр, который суфии совершают вместе называется «Хатми
хаджаган».
Учение братства составили 11 морально-этических принципов, восемь из которых
были унаследованы от
суфийской школы Ходжагон, а три разработаны Накшбанди.
Говорят в юности Багауддин был ткачом, специализировавшимся на
изготовлянии шелковой материи с золотым шитьем. Считается, что до появления
ислама на месте комплекса располагался языческий храм, с которым связан
праздник "красной розы".
Ансамбль Баха ад-Дин принял характерные для XVI в. формы сочетания
некрополя с обрядовым зданием; в 1544 г. ханом Абд ал-Азизом I
захоронение Накшбанди было оформлено в виде наземного склепа — дахмы с
мраморной резной оградой. Чуть поодаль была построена
ханака - крупнейшее из известных зданий такого назначения (42,5 х 38).
Другими достопримечательностями комплекса являются расписные мечети
Музаффар-хана
(тридцатые годы 16 в.) и Хакима Кушбеги, а также живописный
четырехарочный чартак (сакохана). Перед фасадом мечети Кушбеги
возвышается минарет и небольшое медресе. К западу от дахмы располагается
обширный некрополь - усыпальница бухарских правителей.
Особый интерес представляет живописная арочная саккахана. Саккаханой
(буквально: "место, дающее воду") по восточной традиции может быть небольшое
здание, ниша в стене, или даже просто выступ, где имеется кран, фонтан или
кувшин, которые обычно устанавливались за железной решеткой. Прохожие могут не
только утолить здесь жажду, но также попросить об исполнении благочестивых
желаний, оставив здесь небольшой дар (как залог исполнения желания).
На берегу водоема лежит ствол сухого ритуального тутового дерева. Многие
известные люди, о которых упоминает история Бухары, были захоронены здесь, на
территории обширного кладбища к западу от дахмы.
Источник
1. Дмитрий Пэйдж. Бухара.
Путеводитель по архитектурным и историческим достопримечательностям.
2.
Dmitriy Page. The Guide to Bukhara. History and sights.
См. также
1.
The Baha-ud-Din Naqshband Complex
2.
Baha ad-Din – Religionsensemble