<- Назад | Далее -> | |
Зиндан - древняя тюрьмаВ советские времена Зиндан Бухары служил символом деспотии сверженных властителей Средней Азии. В действительности же, власть, обвинявшая местных правителей в жестоком обращении с населением, содержало в заключении огромное количество людей. Зиндан же, был тюрьмой, где содержалось не более 40 (!) заключенных. В сравнение с численностью населения Бухары, это число было просто смехотворным. Это говорит также и о том, что уровень преступности в Бухаре был крайне низким. В Зиндане Бухары содержались должники и нарушители религиозных предписаний. Бухарское Ханство было государством, где религия имела высочайший авторит, и, как следствие, требовало неукоснительного выполнения всех предписаний Ислама, в число которых входило совершение ежедневных пятикратных молитв (намози панджвакти). В Бухаре выполнение горожанами этой обязанности находилось под бдительным надзором специального чиновника — раиса, разъезжавшего по городу со своей свитой, в которую входил специальный плетеносец (даррадаст). Ранним утром раис наведывался в одну из приходских мечетей, проверяя, являются ли мужчины квартала на первую, совершавшуюся перед рассветом молитву (намози бомдод). Осведомившись у имама, кого из прихожан нет, раис посылал за виновным на дом, и если уважительных причин не находилось, провинившегося наказывали. Раис мог ограничиться строгим внушением, либо, не найдя смягчающих вину обстоятельств (среди которых большое значение имели знатность и богатство провинившегося), приказывал плетеносцу наградить нерадивого несколькими ударами плети. Злостное отклонение от религиозных обязанностей несло за собой строгое наказание, вплоть до заключения в зиндан. Среди дня, когда большинство мужчин расходилось по своим делам, и не могло присутствовать на намазах в мечети своего квартала, молитву совершали там лишь престарелые люди, оставшиеся дома. Однако мечеть была важна не только как место для совершения молитв. Второй причиной, делавшей роль мечети в Бухаре особенно важной, было ее значение как центра общественной жизни квартала. В отличие от других городов Средней Азии в Бухаре не было квартальных чайхан, которые играли бы роль своеобразных клубов. Обычай вести длительные беседы, сидя в чайхане, был распространен в Ташкенте и Ферганской долине. В Бухаре чайхана (в конце XIX — начале XX в., носившая название самоворхона) была лишь заведением, где продавался кипяток и куда из каждого дома посылали за ним. В бухарских чайханах, расположенных на базарах, пили чай и закусывали лишь приезжие, не имевшие в городе пристанища. Коренные бухарцы считали это для себя не совсем приличным. Здесь единственным местом, где могло происходить постоянное общение между мужчинами — жителями квартала, была мечеть. Там мужчины регулярно встречались друг с другом, нередко оставаясь на краткий часовой перерыв между двумя послеполуденными молитвами. Проводя это время в беседах, они обсуждали вопросы, связанные с жизнью квартала; в мечети же происходили выборы квартальной администрации; сюда приезжали эмирские чиновники в тех случаях, когда у них было дело к жителям квартала. Таким образом, залогом успеха в борьбе с преступностью было не деспотичное правление и страх населения перед пытками в зиндане, но насыщенная религиозная жизнь, затрагивавшая каждый аспект жизни каждого члена общества. Источник2. Дмитрий Пэйдж. Бухара. Путеводитель по архитектурным и историческим достопримечательностям 3. Dmitriy Page. The Guide to Bukhara. History and sights. См. также |
1. Дмитрий Пэйдж. Бухара. Путеводитель по архитектурным и историческим достопримечательностям
2. Dmitriy Page. The Guide to Bukhara. History and sights
1.
Voliday Abdullazizkhan Madrasah
2.
Abdulasis-Khan Medresse