перенаправление на: http://www.pagetour.org/ru/khiva/ 

С Т Е Н Ы   и   В О Р О Т А
Достопримечательности Хивы

Больше о Хиве •            СТЕНЫ И ВОРОТА  |  МЕЧЕТИ  |  МЕДРЕСЕ  |  МИНАРЕТЫ  |  МАВЗОЛЕИ  |  КАРАВАН-САРАИ И ТИМЫДВОРЦЫ И ДОМА
выбрать любой тур по Узбекистану

• Ичан-Кала
     • Ата-Дарваза (1842-1975)
     • Багча-Дарваза (19 век)
     • Палван-Дарваза (1804-1806)
     • Таш-Дарваза (30-40 гг. 19 века – 1873 г.)
     • Стены Ичан-Кала

• Дишан-Кала
     • Гандимьян-Дарваза (1842-1970)
     • Хазарасп-Дарваза (19 век)
     • Кош-Дарваза (1912)
     • Стены Дишан-Кала (1842)

Ата-Дарваза (1842-1975) – [ Ичан-Кала ][ ФОТО ]

Главные ворота Ичан-Кала расположены в западной части города. Внутри было 43 торговые лавки и крытый базар – Чорсу. Также внутри была комната для сбора налогов (Божхона) и комната обмена денег (Сар-рафхана). Ворота были разрушены в 1920 г. и восстановлены в их первоначальном виде только в 1975 г. Справа расположено медресе Мухаммад Амин-хана, слева – Куня Арк (старая крепость). Размер: высота – 10 м, ширина – 4 м.

Багча-Дарваза (19 век) - [ Ичан-Кала ][ ФОТО ]
Северные ворота Ичан-Кала это симметричное сооружение в крепостной стене, разделенное на комнаты. Южная сторона, обращенная на Ичан-Кала, менее впечатляющая. В отличие от Таш-Дарваза, лестницы ведущие вверх, выступают из южных углов башен и расположены по их бокам, глубоко внутри стены Ичан-Кала. Размер: по плану: 18,0х16,0 м; высота – 8,5 м.

Палван-Дарваза (1804-1806) - [ Ичан-Кала ][ ФОТО ]
Восточные ворота Ичан-Кала также использовались для размещения торговых лавок. Ворота выглядят как «даш куча» (каменный коридор), вытянутый с запада на восток, фасады оформлены в виде арочных порталов, проезжая часть перекрыта цепочкой из шести куполов, а в боковых арках размещены торговые лавки, по две в каждой. При входе, со стороны Ичан-Кала, есть надпись «Шахри Хива» (город Хива), буквы расположены так, что можно прочитать дату постройки - 1221, т.е. 1806 г. н.э. Это самая старая часть здания, которая соединяется с баней Ануш-хана. Строительство ворот было закончено Алла-Кули-ханом в 1835 г. Справа от ворот на выходе из Ичан-Кала до 1873 года был невольничий, базар, а в нишах ворот беглые рабы и мятежники ждали приговора. Здесь также оглашались ханские указы и совершались расправы над преступниками. Отсюда и народные названия этих ворот: Пашшаб дарваза (ворота казни), Кул дарваза (ворота рабов). Размер: по плану: 51,76х17,5 м, большие купола – 5,2 м в диаметре; два маленьких купола – 4,5 м; лавки – 2,8х4,4 м.

Таш-Дарваза (30-40 гг. 19 века – 1873 г.) - [ Ичан-Кала ][ ФОТО ]
Южные ворота Ичан-Кала, построенные в 30-40 гг. 19 века во время правления Алла-Кули-хана. Это шестикамерное сооружение с двухкупольным проездом по центральной оси. По сторонам от проезда расположены четыре купольных помещения для таможни и караула. Ворота использовались караванами, приходившими с Каспийского моря. Южный главный фасад имеет две массивные башни. Размер: по плану – 9,7х17 м; высота – 9,3 м.

Стены Ичан-Кала - [ Ичан-Кала ][ ФОТО ]
Городские стены – редкий пример средневекового укрепления, сохранившиеся до нашего времени. Город Хива был окружен двумя рядами стен – Ичан-Кала (внутренний город) и Дишан-Кала (внешний город). Стены Ичан-Кала были возведены между 5 и 4 веками до нашей эры, они выше уровня стен Дишан-Кала, возможно благодаря естественному рельефу (согласно легенде город был построен на песчаном холме). Городские стены построены из саманного кирпича (40х40х10 см) и в течение столетий несколько раз перестраивались. Стены Ичан-Кала 8-10 метров в высоту, 6-8 метров в ширину и 2250 метров в длину. Через каждые 30 метров есть круглые оборонительные башни, выступающие за пределы стен Ичан-Кала. По верху стен и башен идут зубчатые перила с узкими амбразурами, для отражения атак врагов во время осады.
В системе оборонительных укреплений были рвы, наполненные водой; даже сейчас это можно заметить по рельефу в южной части, а на севере и западе асфальт закрыл древние рвы.
Стены Дишан-Кала были построены Алла-Кули-ханом в 1842 году. Интересно откуда было взято так много глины для постройки стен. Исследования показали, что глина была добыта в двух километрах севернее от города, на территории, называемой Говук-куль; сейчас там есть большое озеро. И сегодня, как и прежде местная глина отличного качества используется современными гончарами. Легенда гласит, что когда пророк Мухаммед строил Медину, использовалась глина из этих мест, и озеро, появившееся позже, принято считать святым.
Городские ворота также были частью защитной системы. Они имеют специальные приспособления, используемые стражей, охраняющей город: по обе стороны арочного проезда расположены «ударные» башни, а над воротами есть смотровая галерея. Проезд покрыт арочной крышей (Кой-Дарваза) или, если коридор очень длинный, несколькими куполами.
По сторонам коридора расположены купольные комнаты, в которых жили часовые, таможенники, располагалась здесь и комната для суда, а иногда и тюрьма. В восточных городах, ворота и входы в общественные здания и частные дома имеют особое значение: чем впечатляюще они выглядят, тем больший почет и признание имеет город, здания и их автор.
Со временем, оборонительная функция ворот утратила свое значение, и ворота стали частью городского дизайна. Ворота украшались красивыми, разноцветными кафельными плитками и аятами из Корана. Иногда на воротах писали тексты, например хвалу хану, или фрагменты из поэм. Некоторые ворота со временем были переделаны в магазины. Стены Ичан-Кала имеют 4 ворот: Ата-Дарваза, Палван-Дарваза, Таш-Дарваза и Багча-Дарваза. Стены Дишан-Кала имеют 10 ворот, но до сегодняшнего дня сохранились только трое из них.

Названия ворот Дишан-Кала:
1. Хазарасп-Дарваза расположены в северо-восточной части города. Через эти ворота проходит дорога в Янгиарык, Ханка и Хазарасп.
2. Пишканык были расположены на востоке и взяли свое название от близлежащего кишлака. Они также назывались Кумьяска, потому что махалля (жилой квартал) с таким же названием находился у ворот.
3. Ангарык были расположены на западе и также получили название благодаря близлежащему кишлаку. Дорога, проходившая через эти ворота, вела к Багишамал – летней резиденции Алла-Кули-хана.
4. Шихлар, южные ворота, названые в честь махали, находившейся рядом. До того, как была образована Хорезмская Народная Республика, весь доход от этих ворот передавался в мавзолей Пахлаван Махмуд.
5. Тозабаг юго-западные ворота, дорога через них вела ко второй летней резиденции (Феруз) Мухаммад Рахимхана.
6. Шахимардан, западные ворота, взявшие свое название от кладбища Шахимардан.
7. Дашьяк, северо-западные ворота, названные в честь соседнего кишлака.
8. Кош-Дарваза, северные ворота, названные так потому, что они двойные (кош). Их также называли ворота Ургенч, так как дорога в Ургенч проходила через них.
9. Гадайлар, северные ворота, взявшие свое название от соседней махалли.
10. Гандимьян, северные ворота, названные в честь близлежащего кишлака.

Все ворота закрывались на ночь. Городские ворота имели огромное значение в жизни любого средневекового города и придавали каждому городу уникальный внешний вид.

Гандимьян-Дарваза (1842-1970) - [ Дишан-Кала ][ ФОТО ]
Названы в честь близлежащего кишлака, где в 1873 году был подписан Гандимьянский договор, сделавший Хивинское ханство частью Российской Империи. Ворота были снесены, и на их месте построен хлопкоочистительный завод. Ворота Гандимьян были полностью восстановлены в 1970 году по старым чертежам и фотографиям.

Хазарасп-Дарваза (19 век) - [ Дишан-Кала ][ ФОТО ]
Были вновь отстроены в 1842 году из жженого кирпича при постройке стен Дишан-Кала во время правления Алла-Кули-хана. Ворота состоят из двух больших смотровых башен, расположенных по сторонам широкого проезда на дороге к Янгиарыку. Над проездом расположена арочная галерея с перилами по бокам, верх которых украшен зубцами. Хотя это единственная декоративная деталь ворот, сооружение производит впечатление выразительностью форм. Ворота соединяют Хиву с населенными пунктами Янгиарык, Багат, Ханки и Хазарасп. Размер: по плану 23,5х6,5 м; высота: 12,2 м.

Кош-Дарваза (1912) - [ Дишан-Кала ][ ФОТО ]
Северные ворота Дишан-Кала на дороге в Ургенч, построены в начале 20-го века. Фасад имеет три цилиндрические башни, с двумя арочными проездами между ними и традиционной галереей с зубчатыми перилами. Служебные комнаты расположены по обеим сторонам от проездов. Главный фасад ворот украшен мозаикой на башнях. Маленькие купола башен оформлены голубой плиткой. Размер: по плану: 25х17 м; высота: 9,45 м.

Стены Дишан-Кала (1842) - [ Дишан-Кала ]
Сооружены в 1842 году Алла-Кули-ханом для защиты от атак Емуд Туркмена. Согласно поэту и переводчику Агахи, Алла-Кули-хан построил стены Дишан-Кала за 3 года, заставив всех своих подчиненных работать по 12 дней в году бесплатно. Более 200 тысяч человек приняли участие в строительстве стены. В стене есть 10 ворот. Размер: длина – 5650 м, высота – 6-8 метров, толщина у основания – 4-6 м.

Больше о Хиве •            СТЕНЫ И ВОРОТА  |  МЕЧЕТИ  |  МЕДРЕСЕ  |  МИНАРЕТЫ  |  МАВЗОЛЕИ  |  КАРАВАН-САРАИ И ТИМЫДВОРЦЫ И ДОМА



© Правообладатель ClimberCA. Все права защищены.

Туристический каталог Узбекистана   ПАРУС Туристическое Агентство в Узбекистане, визовая поддержка   Parus - Uzbekistan cheap travel, information: sights, visa, hotels, tickets   Промальпинисты Узбекистана, Ташкента   Inn-A Гостевой дом. Аренда дома в Ташкенте, столице Узбекистана   Узбекистан, Ташкент, Разработка и создание сайтов, хостинг   WK Travel Agency. Uzbekistan, Central Asia Visa Tours, Hotels, Flights   Uzbekistan tourism information: sights, attractions, hotels, map, photos     Uzbekistan WEB designing, Sergey Z, SSSZ1, Сергей