С Т Е Н Ы
и В О Р О Т А Достопримечательности Хивы
|
|
• Ичан-Кала
• Ата-Дарваза (1842-1975)
• Багча-Дарваза (19 век)
• Палван-Дарваза (1804-1806)
• Таш-Дарваза (30-40 гг. 19 века – 1873 г.)
• Стены Ичан-Кала
• Дишан-Кала
• Гандимьян-Дарваза (1842-1970)
• Хазарасп-Дарваза (19 век)
• Кош-Дарваза (1912)
• Стены Дишан-Кала (1842)
|
Ата-Дарваза (1842-1975) – [ Ичан-Кала ][
ФОТО ] |
Главные ворота Ичан-Кала расположены в западной части города. Внутри было 43
торговые лавки и крытый базар – Чорсу. Также внутри была комната для сбора
налогов (Божхона) и комната обмена денег (Сар-рафхана). Ворота были разрушены в
1920 г. и восстановлены в их первоначальном виде только в 1975 г. Справа
расположено медресе Мухаммад Амин-хана, слева – Куня Арк (старая крепость).
Размер: высота – 10 м, ширина – 4 м.
|
Багча-Дарваза (19 век) - [ Ичан-Кала ][
ФОТО ] |
Северные ворота Ичан-Кала это симметричное сооружение в крепостной стене,
разделенное на комнаты. Южная сторона, обращенная на Ичан-Кала, менее
впечатляющая. В отличие от Таш-Дарваза,
лестницы ведущие вверх, выступают из южных углов башен и расположены по их
бокам, глубоко внутри стены Ичан-Кала. Размер: по плану: 18,0х16,0 м; высота –
8,5 м.
|
Палван-Дарваза (1804-1806) - [ Ичан-Кала ][
ФОТО ] |
Восточные ворота Ичан-Кала также использовались для размещения торговых лавок.
Ворота выглядят как «даш куча» (каменный коридор), вытянутый с запада на восток,
фасады оформлены в виде арочных порталов, проезжая часть перекрыта цепочкой из
шести куполов, а в боковых арках размещены торговые лавки, по две в каждой. При
входе, со стороны Ичан-Кала, есть надпись «Шахри Хива» (город Хива), буквы
расположены так, что можно прочитать дату постройки - 1221, т.е. 1806 г. н.э.
Это самая старая часть здания, которая соединяется с баней Ануш-хана.
Строительство ворот было закончено Алла-Кули-ханом в 1835 г. Справа от ворот на
выходе из Ичан-Кала до 1873 года был невольничий, базар, а в нишах ворот беглые
рабы и мятежники ждали приговора. Здесь также оглашались ханские указы и
совершались расправы над преступниками. Отсюда и народные названия этих ворот:
Пашшаб дарваза (ворота казни), Кул дарваза (ворота рабов). Размер: по плану:
51,76х17,5 м, большие купола – 5,2 м в диаметре; два маленьких купола – 4,5 м;
лавки – 2,8х4,4 м.
|
Таш-Дарваза (30-40 гг. 19 века – 1873 г.) - [ Ичан-Кала
][ ФОТО
] |
Южные ворота Ичан-Кала, построенные в 30-40 гг. 19 века во время правления
Алла-Кули-хана. Это шестикамерное сооружение с двухкупольным проездом по
центральной оси. По сторонам от проезда расположены четыре купольных помещения
для таможни и караула. Ворота использовались караванами, приходившими с
Каспийского моря. Южный главный фасад имеет две массивные башни. Размер: по
плану – 9,7х17 м; высота – 9,3 м.
|
Стены Ичан-Кала - [ Ичан-Кала ][
ФОТО ] |
Городские стены – редкий пример средневекового укрепления, сохранившиеся до
нашего времени. Город Хива был окружен двумя рядами стен – Ичан-Кала (внутренний
город) и Дишан-Кала (внешний город). Стены Ичан-Кала были возведены между 5 и 4
веками до нашей эры, они выше уровня стен Дишан-Кала, возможно благодаря
естественному рельефу (согласно легенде город был построен на песчаном холме).
Городские стены построены из саманного кирпича (40х40х10 см) и в течение
столетий несколько раз перестраивались. Стены Ичан-Кала 8-10 метров в высоту,
6-8 метров в ширину и 2250 метров в длину. Через каждые 30 метров есть круглые
оборонительные башни, выступающие за пределы стен Ичан-Кала. По верху стен и
башен идут зубчатые перила с узкими амбразурами, для отражения атак врагов во
время осады.
В системе оборонительных укреплений были рвы, наполненные водой; даже сейчас это
можно заметить по рельефу в южной части, а на севере и западе асфальт закрыл
древние рвы.
Стены Дишан-Кала были построены Алла-Кули-ханом в 1842 году. Интересно откуда
было взято так много глины для постройки стен. Исследования показали, что глина
была добыта в двух километрах севернее от города, на территории, называемой
Говук-куль; сейчас там есть большое озеро. И сегодня, как и прежде местная глина
отличного качества используется современными гончарами. Легенда гласит, что
когда пророк Мухаммед строил Медину, использовалась глина из этих мест, и озеро,
появившееся позже, принято считать святым.
Городские ворота также были частью защитной системы. Они имеют специальные
приспособления, используемые стражей, охраняющей город: по обе стороны арочного
проезда расположены «ударные» башни, а над воротами есть смотровая галерея.
Проезд покрыт арочной крышей (Кой-Дарваза) или, если коридор очень длинный,
несколькими куполами.
По сторонам коридора расположены купольные комнаты, в которых жили часовые,
таможенники, располагалась здесь и комната для суда, а иногда и тюрьма. В
восточных городах, ворота и входы в общественные здания и частные дома имеют
особое значение: чем впечатляюще они выглядят, тем больший почет и признание
имеет город, здания и их автор.
Со временем, оборонительная функция ворот утратила свое значение, и ворота стали
частью городского дизайна. Ворота украшались красивыми, разноцветными кафельными
плитками и аятами из Корана. Иногда на воротах писали тексты, например хвалу
хану, или фрагменты из поэм. Некоторые ворота со временем были переделаны в
магазины. Стены Ичан-Кала имеют 4 ворот: Ата-Дарваза, Палван-Дарваза,
Таш-Дарваза и Багча-Дарваза. Стены Дишан-Кала имеют 10 ворот, но до сегодняшнего
дня сохранились только трое из них.
Названия ворот Дишан-Кала:
1. Хазарасп-Дарваза расположены в северо-восточной части города. Через эти
ворота проходит дорога в Янгиарык, Ханка и Хазарасп.
2. Пишканык были расположены на востоке и взяли свое название от близлежащего
кишлака. Они также назывались Кумьяска, потому что махалля (жилой квартал) с
таким же названием находился у ворот.
3. Ангарык были расположены на западе и также получили название благодаря
близлежащему кишлаку. Дорога, проходившая через эти ворота, вела к Багишамал –
летней резиденции Алла-Кули-хана.
4. Шихлар, южные ворота, названые в честь махали, находившейся рядом. До того,
как была образована Хорезмская Народная Республика, весь доход от этих ворот
передавался в мавзолей Пахлаван Махмуд.
5. Тозабаг юго-западные ворота, дорога через них вела ко второй летней
резиденции (Феруз) Мухаммад Рахимхана.
6. Шахимардан, западные ворота, взявшие свое название от кладбища Шахимардан.
7. Дашьяк, северо-западные ворота, названные в честь соседнего кишлака.
8. Кош-Дарваза, северные ворота, названные так потому, что они двойные (кош). Их
также называли ворота Ургенч, так как дорога в Ургенч проходила через них.
9. Гадайлар, северные ворота, взявшие свое название от соседней махалли.
10. Гандимьян, северные ворота, названные в честь близлежащего кишлака.
Все ворота закрывались на ночь. Городские ворота имели огромное значение в жизни
любого средневекового города и придавали каждому городу уникальный внешний вид.
|
Гандимьян-Дарваза (1842-1970) - [ Дишан-Кала
][
ФОТО ] |
Названы в честь близлежащего кишлака, где в 1873 году был подписан Гандимьянский
договор, сделавший Хивинское ханство частью Российской Империи. Ворота были
снесены, и на их месте построен хлопкоочистительный завод. Ворота Гандимьян были
полностью восстановлены в 1970 году по старым чертежам и фотографиям.
|
Хазарасп-Дарваза (19 век) - [ Дишан-Кала ][
ФОТО ] |
Были вновь отстроены в 1842 году из жженого кирпича при постройке стен
Дишан-Кала во время правления Алла-Кули-хана. Ворота состоят из двух больших
смотровых башен, расположенных по сторонам широкого проезда на дороге к
Янгиарыку. Над проездом расположена арочная галерея с перилами по бокам, верх
которых украшен зубцами. Хотя это единственная декоративная деталь ворот,
сооружение производит впечатление выразительностью форм. Ворота соединяют Хиву с
населенными пунктами Янгиарык, Багат, Ханки и Хазарасп. Размер: по плану
23,5х6,5 м; высота: 12,2 м.
|
Кош-Дарваза (1912) - [ Дишан-Кала ][
ФОТО ] |
Северные ворота Дишан-Кала на дороге в Ургенч, построены в начале 20-го века.
Фасад имеет три цилиндрические башни, с двумя арочными проездами между ними и
традиционной галереей с зубчатыми перилами. Служебные комнаты расположены по
обеим сторонам от проездов. Главный фасад ворот украшен мозаикой на башнях.
Маленькие купола башен оформлены голубой плиткой. Размер: по плану: 25х17 м;
высота: 9,45 м.
|
Стены Дишан-Кала (1842) - [ Дишан-Кала ] |
Сооружены в 1842 году Алла-Кули-ханом для защиты от атак Емуд Туркмена. Согласно
поэту и переводчику Агахи, Алла-Кули-хан построил стены Дишан-Кала за 3 года,
заставив всех своих подчиненных работать по 12 дней в году бесплатно. Более 200
тысяч человек приняли участие в строительстве стены. В стене есть 10 ворот.
Размер: длина – 5650 м, высота – 6-8 метров, толщина у основания – 4-6 м.
|
|
|