Архитектурные памятники Бухары XV-XVII в.в.
Средневековая Бухара — феномен искусства зодчих. XVI—XVII вв, особенно
начало XVI в., были неспокойным временем неустойчивой власти первых ханов
династии Шайбанидов и переноса столицы попеременно из Самарканда в Бухару.
Но и тогда создавались оригинальные произведения, свидетельствующие, что не
оскудел и не угас творческий дух строителей. В городе было построено
медресе Мир-и Араб (Мири Араб
медресе) и мечеть Калян,
что закончило формирование центрального ансамбля
Пои Калян (Пай-и калан или
Пои Калян комплекс), возведены изумительные квартальные мечети
Ходжа Зайн ад-Дин и
Балянд (Балянд Мечеть)
положено начало загородному
ансамблю Баха ад-Дин (Баха ад-Дин Ансамбль).
Мастера Бухарской школы зодчества XV—XVII в.в. применяли в строительных
конструкциях и декоре недорогие и нетрудоемкие, но эффектные и эффективные
приемы. Например,
перекрытия на пересекающихся арках, двухцветный ганчевый декор «кырма»
и «часпак». В XVII в. в
майоликовом декоре использовали красочные, порою монументальные
зооморфные изображения с древними домусульманскими сюжетами, где
преобладал рисунок летящих к солнцу птиц и
птицезмей. Особенно ярко выделяются черты Бухарской школы в постройках
медресе, минаретов,
сардоб и мемориальных построек — хазира.
Бухарская школа, став ведущей в
Средней Азии в XV—XVII вв., оказала значительное влияние на архитектуру
государств региона.
Файзабад Ханака
На северо-восточной
окраине старого города, находится один из самых благородных памятников
Бухары — мечеть-ханака Файзабад (Файзабад
Ханака) (1598/99 гг.). Эта мечеть, прихожанами которой состояло
население квартала
Шохи Ахси, служила как для ежедневных пятикратных намазов (мачити
панчвакти), так и для пятничных, общих молитв (мачити джумахони). Она была
также и местом совершения
ритуальных собраний суфиев и местом временного пристанища дервишей.
Ишаны (главы и наставники мусульманской общины) этой мечети пользовались
большой славой и властью и имели многочисленных учеников (мюридов).
Строительство этой большой добротной мечети из жженого кирпича было
осуществлено известным суфием
Мавлоно Поянда-Мухаммад Ахси (Ахсикети)-йи Файзободи, умершим в 1601 г.
Он был основателем суфийского центра, известного как
Файзабад. Род ишанов Шохи Ахси продолжал существовать в Бухаре
вплоть до установления советской власти.
Композиция мечети парадна, уравновешенна; к представительному объему
центрального зала примыкают с обеих сторон сквозные арочно-купольные
галереи, в пилонах главного портала и за михрабом (ниша,
ориентирующая молящихся лицом к Мекке) в три этажа размещены жилые худжры
для временного пристанища дервишей. Чаша купола в интерьере украшена
эффектной двухцветной резьбой по ганчу в технике «часпак».
Источник
1.
Дмитрий Пэйдж. Бухара. Путеводитель по архитектурным и историческим
достопримечательностям
2.
Dmitriy
Page. The Guide to Bukhara. History and sights.
См. также
1.
Faizabad khana-gah
2.
Faisabad Hanaka
3.
Сonsolidator
4.
Карта Бухары
|