Медресе Гозиёни Калон
Квартал с одноименным названием Гозиён («борцы за веру») был одним из
центров
мусульманского образования в дореволюционной Бухаре. Здесь
находилось несколько медресе. Самым крупным, в котором вплоть до революции
читались лекции, было медресе
Мулло Мухаммад-Шариф, построенное, в начале XIX в.
В квартале (см. карту Бухары)
находилось также старинное медресе Гозиёни калон (Большой Гозиён),
сохранившееся до наших дней. К северу от него находилось медресе
Гозиёни хурд (Малый Гозиён). В обоих медресе Гозиён, составлявших
ансамбль (Кош) лекции не
читались, только жили студенты.
К медресе Мулло Мухаммад-Шариф с восточной стороны прилегало вплотную,
стена к стене, еще одно медресе —
медресе Чубин («Деревянное», так в Бухаре назывались каркасные
постройки).
К тому же кварталу относилось маленькое медресе. Святыней квартала являлась
находившаяся при
ханаке могила Имом Гози (имама — борца за веру). Этот имам
(не путать с Имамом Ал-Газали)
почитался в
Бухаре как один из «сорока четырех мучеников за веру», которые, по
преданию, похоронены в различных местах Бухары, «начиная от Каршинских ворот и
заканчивая
Каракульскими».
Бухара - центр просвещения на Востоке
В Бухаре в различное время
жили и трудились многие выдающиеся деятели науки и культуры,
формировавшие культурную среду и содействовавшие распространению
просвещения. В их числе: энциклопедист и врач
Абу Али ибн Сино (980—1037), крупнейшие историки Балъами и
Наршахи (X в.), ал-Утби (XI в.), Абу Абдаллах Мухаммад
ибн Ахмад ал-Бухари (умер в 1021 г.), поэт Исматаллах Бухари
(1365— 1426), литературовед
Карри Рахматаллах Бухари (умер в 1893 г.), каллиграф Мирза Абд ал-Азиз
Бухари (конец XVIII—начало XIX вв.), врач -
Маулана Абд ал-Хаким (XVI в).
В тридцатые годы 16 столетия Бухара стала столицей Бухарского ханства,
во главе которого стояла династия
Шейбанидов. Период, когда эта династия стояла у власти, длился около ста
лет с начала шестнадцатого столетия. За это время
Шейбанидами было проведено множество реформ. В частности, они приняли
серьезные меры по усовершенствованию системы народного образования. Теперь в
каждом жилом квартале (жилой район, а также единица местного самоуправления
"махалля") Бухары имелась
школа для неимущих. Обеспеченные семьи были способны оплатить своим детям
домашнее обучение. Начальное образование дети получали с шести лет.
Спустя два года они могли быть приняты в
медресе. Образование в медресе состояло из трех шагов, каждый по семь
лет. Таким образом,
обучение в медресе длилось 21 год. Студенты изучали теологические науки,
арифметику, юриспруденцию, логику, музыку и поэзию.
Такое образование способствовало развитию и широкому
распространению узбекского языка, а также развитию литературы, науки и
искусства.
Здесь создавались известные труды по истории и географии
(например, "Хафт иклим" - "Семь климатов"
Амин Ахмеда Рази, уроженца г. Рея в Иране), развивалось
искусство каллиграфии и миниатюр, мастерами которой в то время считались
Султан Али Машхади, Махмуд ибн Исхак аш-Шахиби, теоретик
каллиграфии Дервиш Мухаммед Бухари,
Маулян Махмуд Музаххиб, Джелаледдин Юсуф и другие; а так же
создавались популярные произведения поэтов и ученых-богословов Мушфики,
Низами Муамайа,
Мухаммеда Амин Захида.
Известно, что в 1540—50 гг. в
Бухаре была построена библиотека, в которой хранилось богатейшая
литературная коллекция; библиотекарем — китабдаром в ней работал Мир
Абид Хусайни, замечательный каллиграф, хорошо владевший
почерком насталик, райхани и др., великолепный миниатюрист и
инкрустатор, о чем сообщает Хасан Нисари
в своем биографическом сочинении, тазкира,
«Музаккир-и ахбаб» («Воспоминание о друзьях»).
Значение культурного центра Бухара сохраняла и в XIX в.: "Медресе
Бухары пользуются большой известностью во всем Туркестане. Сюда
приезжают
студенты из Хивы, Коканда, Гиссара, даже Самарканда, из многих
татарских областей... В Бухаре насчитывается до 60 медресе, более или менее
богато устроенных", — свидетельствует русский посланник П.И. Демезон в
своих знаменитых "Записках" (1834/35 гг.) Командированный в Бухару, он
явился туда в 1834 г. под именем татарского муллы Джафара и потому мог свободно
изучать Бухару, посещать мечети и медресе, где вел богословские диспуты с
местными учеными. Вернулся летом 1835 г.
Источник
1.
Дмитрий Пэйдж. Бухара. Путеводитель по архитектурным и историческим
достопримечательностям
2.
Dmitriy
Page. The Guide to Bukhara. History and sights.
См. также
1.
Goziyon Madrasah
2.
Gosijon Medresse
3.
Сonsolidator
4. Карта
Бухары
|