Архитектурные памятники Бухары XV-XVII в.в.
Средневековая Бухара — феномен искусства зодчих. XVI—XVII вв,
особенно начало XVI в., были неспокойным временем неустойчивой власти первых
ханов династии
Шайбанидов и переноса столицы попеременно из Самарканда в Бухару.
Но и тогда создавались оригинальные произведения, свидетельствующие, что не
оскудел и не угас творческий дух строителей. В городе было построено
медресе Мир-и Араб (Мири Араб
медресе) и мечеть Калян,
что закончило формирование центрального ансамбля
Пои Калян (Пай-и калан или
Пои Калян комплекс), возведены изумительные квартальные мечети
Ходжа Зайн ад-Дин и
Балянд (Балянд Мечеть)
положено начало загородному
ансамблю Баха ад-Дин (Баха ад-Дин Ансамбль).
Мастера Бухарской школы зодчества XV—XVII в.в. применяли в строительных
конструкциях и декоре недорогие и нетрудоемкие, но эффектные и эффективные
приемы. Например,
перекрытия на пересекающихся арках, двухцветный ганчевый декор «кырма»
и «часпак». В XVII в. в
майоликовом декоре использовали красочные, порою монументальные
зооморфные изображения с древними домусульманскими сюжетами, где
преобладал рисунок летящих к солнцу птиц и
птицезмей. Особенно ярко выделяются черты Бухарской школы в постройках
медресе, минаретов,
сардоб и мемориальных построек — хазира. Бухарская
школа, став ведущей в
Средней Азии в XV—XVII вв., оказала значительное влияние на архитектуру
государств региона.
Мечеть Курпа
Мечеть Курпа распологается в квартале, который раньше назывался Магоки
курпа («Впадина у базара одеял»).
Мечеть имеет купольную конструкцию и возведена в два этажа: верхний
служил летней мечетью, нижний — зимней. Рядом находилось помещение для
омовения. Эта мечеть была построена тем же
джуйбарским шейхом Ходжа Калон, который построил большую соборную
мечеть и медресе комплекса
Гаукушон.
Согласно преданию, мечеть Магоки Курпа была построена сначала в качестве
соборной, но оказалась мала, вследствие чего
Ходжа Калон предпринял строительство другой мечети. Мечеть же
Магоки Курпа же была использована как приходская мечеть для ежедневных
пятикратных намазов.
В противоречии с этим преданием находится второе — о том, что строитель
мечети похоронен под ее
михрабом. Это предание существовало, несмотря на то, что никаких внешних
следов могилы или отмечавшего ее шеста в мечети не было.
В этом же квартале распологается еще одна святыня - могила святого Ходжа
Мухаммади паррон
(«Ходжа Мухаммад сшибающий»). Считалось, что он сбрасывает с лошади
всякого, кто проезжает верхом мимо святыни. Святому приписывалась также
способность наказывать параличом рук или ног того, кто пройдет мимо, не будучи
ритуально чистым, или сделает поблизости от святыни что-нибудь неподобающее.