Вклад Надира диван-беги
Исторический фон
История ансамбля неразрывно
связана с именем другого важного сановника Надира диван-беги (диван-беги
- это название должности при ханском дворе). Надир диван-беги служил при
Имам Кули-хане (1611-1642), наиболее сильном правителе династии
Аштарханидов (Джанидов), пришедшей к власти в 1599 г. Аштарханиды были
чужаками для могущественных феодалов на местах, близких к ушедшей со сцены
правящей династии Шайбанидов. Поэтому Имам Кули-хан лишь частично удерживал
власть в государстве. Кроме этого, приверженность традициям ислама у
Аштарханидов была намного меньшей по сравнению с религиозной ревностностью
Шайбанидов. Эти две важные особенности, свойственные времени правления
Аштарханидов, вскоре проявились в знаменательной архитектурной тенденции.
В то время в Самарканде демонстрировал свою независимость от центральной
власти могущественный феодал - эмир Ялантуш-бий. В течение нескольких
десятилетий он управлял городом. Он содержал значительное войско и совершал
походы на соседние области, самостоятельно заключал мирные договоры и по своему
желанию расторгал их. Располагая огромными материальными средствами, Ялантуш-бий
в 1619 приступил к строительству грандиозного медресе
Шер-дор в
Самарканде. Богатое многоцветное декоративное оформление медресе,
включающее изображение солнца, тигров и антилоп, явили новаторский подход
к выражению художественного замысла, уникальный для исламской культуры в Средней
Азии.
Медресе Надира диван-беги (1622/23)
Тремя годами позже, следуя
примеру Ялантуш-бия,
Надир Диван-Беги
начал строительство своего медресе, в оформлении которого были использованы
изображения птиц, оленей и человека-солнца. Говорят, что первоначально
здание строилось как караван-сарай (это, однако, не значит, что к оформлению
караван-сараев по строгим канонам ислама применялись более мягкие правила). Но
на церемонии открытия Имам Кули-хан неожиданно провозгласил, что здание является
медресе. Так, что Надиру диван-беги пришлось изменить конструкцию здания,
пристроив к его главному фасаду лоджии, портал и угловые башни, а также
надстроить второй этаж худжр (комнат для проживания студентов). Однако комната
для занятий так и не была построена. Впрочем, во многих бухарских медресе
студенты не учились, а только жили.
Ханака Надира диван-беги (1619/20)
Ханака представляет собой крупную многокамерную постройку с центральным
купольным залом (сторона квадрата - 11,2 м.), прорезанным неглубокими нишами
по сторонам. В углы и боковые стены здания вписаны худжры. Главный портал
здания имеет нетрадиционную вытянутую форму. Помимо главного имеется два
боковых портала. Зал (зикр-хана) обладает хорошими акустические свойствами.
Декоративное убранство главного входа ханаки, построенной до завершения
отделки медресе Шер-дор в Самарканде, выполнено довольно консервативно, если
не считать за отступление изображения цветов. По краям главный портал
украшен эпиграфической вязью. Передний фасад с обеих сторон завершается
стройными башнями, срезанными на высоте стен. Благодаря своему
местоположению, а также наличию большого зала с хорошей акустикой, Ханака
Надира диван-беги на протяжении веков была центром культурной и религиозной
жизни Бухары.
Хауз
Говорят, что когда
Надир-Диван-Беги построил
ханаку, на месте существующего хауза было большое домовладение,
принадлежащее вдове - еврейке. Диван-беги решил, что это место, идеально
подходит для устройства водоема при ханаке. Он обратился к вдове с
предложением продать свой двор за хорошую цену. Но еврейка ни за что не
соглашалась. Диван-беги тогда повел её к эмиру, будучи уверен, что
тот принудит ее продать дом. Но Имам Кули-хан передал рассмотрение этого
вопроса коллегии муфтиев. Мусульманские законоведы вынесли решение,
запрещающее отнимать двор у еврейки силой, ибо по их мнению евреи должны
пользоваться всеми правами наравне с мусульманами, потому что они платят
налог "джизье", на право сохранения ими своей религии.
Диван-Беги пришлось ограничиться устройством маленького водоема,
прилегавшего к дому, где жила несговорчивая вдова. Но хитрый вельможа
проложил арык, для своего нового пруда так, что он проходил прямо под
стенами дома вдовы, несмотря на то, что прокладка арыка в этом месте
обошлась ему дороже. Через некоторое время, когда вода стала подмывать
фундамент дома, еврейка пришла к Диван-Беги, чтобы воззвать к его
совести. На что он ответил, что мол его предложение остается в силе, и он
сейчас же уплатит ей стоимость дома, лишь бы она согласилась продать его.
Вдова ответила, что деньги ей не нужны и просит она только об одном, чтобы
взамен ее двора ей дали участок земли с разрешением на постройку там
синагоги. Диван-беги согласился на эту сделку и передал в распоряжение
женщины, свой участок земли, находившийся в квартале, ныне называемом
"еврейским" (маххалли-кухма). Вскоре была построена
первая синагога в Бухаре и большой
хауз. В памяти народа сохранилось его неофициальное название "Хауз-и
Базур" - "построенный с принуждением". Примерная дата его
постройки 1620 год.
Сейчас хауз - это прямоугольный водоем (46х36 м), вытянутый с востока
на запад. Берега его оформлены в виде ступенчатых каменных ступеней,
сделанных из массивных блоков желтоватого известняка.
Источник
1.
Дмитрий Пэйдж. Бухара. Путеводитель по архитектурным и историческим
достопримечательностям
2.
Dmitriy
Page. The Guide to Bukhara. History and sights.
См. также
1.
Impact of Nadir Divan-begi
2.
Nadir Diwan-Begi Medresse |