История и архитектура Узбекистана
Бухара – один из древнейших городов Востока. Город,
насчитывающий не менее 25 веков, ровесник Самарканда, поистине является
жемчужиной архитектурных шедевров.
Живое, непосредственное впечатление от Бухары слагается по мере
знакомства с ее архитектурными ансамблями, которые формировались не
сразу, но нередко на протяжении столетий, причем разновременные
памятники неразрывно связаны друг с другом единством планировочной и
объемно-пространственной композиции. В городе десятки архитектурных
памятников.
Символом Бухары является минарет Калян, свыше 800 лет возвышающийся в
центре города. Откуда бы ни приближаться, отовсюду видна эта вертикаль,
которая неотъемлема от сложного силуэта города с его грядою порталов,
башен и куполов. А если взобраться по многим ступеням внутренней
потайной лестницы под сень венчающей ротонды, то едва ли можно пожелать
лучшей точки для полного обозрения Бухары. Отсюда, с минарета, с высоты
полета птицы, легче всего охватить общие контуры планировки города, в
которых запечатлены и общие контуры его длинной, многовековой и сложной
истории.
Бухара – город поэзии и сказки. Здесь легенды витают над зигзагами
уличных лент, здесь в вертикалях минаретов – полет человеческого гения,
и каждый камень в кружеве каменной кладки покрыт пылью вечности. Славу
города – музея, города – памятника снискала Бухара.
В городе и сейчас сохранились не только отдельные мечети, медресе и
мавзолеи, но и целые районы древней планировки, где легко вообразить
себя современником легендарного Ходжи Насреддина. Юрист из Франции
Роббер Рении так и сказал о Бухаре: «Бухара была самым замечательным
местом в нашей поездке по Узбекистану. Наверное, Бог создал Бухару в
единственном числе и поэтому у нее нет конкурентов». Американский
историк Б. Стоук из Калифорнии считает: «Бухара – один из интереснейших
городов, которые я посетил в Средней Азии. Если идти по улицам старого
города, будет казаться, что ходишь по страницам истории».
В городе, слышна узбекская, таджикская, русская речь, рука об руку живут
и трудятся представители более 80 национальностей. Город объявлен
Государственным историко-архитектурным музеем – заповедником.
|
АРК
В центре Бухары расположен оплот последних эмиров Арк -
цитадель. Намного глубже его современной подошвы таятся
археологические слои начала нашей эры, когда на месте Бухары уже
существовало какое-то поселение. Создателем цитадели народная традиция
называет Сиявуша – эпического героя среднеазиатских сказаний,
прелестного юношу, оклеветанного своей мачехой и вынужденного бежать в
Туран, где он сначала был принят, но потом предательски убит царем
Афросиабом.
Прекрасный Сиявуш, скрываясь от притязаний мачехи, добрел до богатой
страны, раскинувшейся в оазисе пустыни. Дочь здешнего царя пленила
юношу. Но хитрое условие поставил царь Сиявушу. Раскинул царь бычью
шкуру: «Построй мне дворец на земле, что поместится на этой шкуре». Но
еще хитрее оказался Сиявуш. На тоненькие полоски разрезал он шкуру,
соединил концы вместе и внутри этого круга построил дворец. Так по
преданию возник Бухарский Арк.
Такова легенда. На самом деле Арк – плод усилий тысяч рабов, создавших
искусственный холм вручную, без техники под палящим солнцем много веков
назад. Нам, современникам, чтобы представить масштаб гигантской работы,
надо забыть о современной технике, исключив из обихода даже такой
транспорт, как арба.
Эта мощная крепость возвышается над площадью Регистан символом величия,
власти, неприступности. Именно эту цель преследовали правители. И, тем
не менее, впечатление нерушимости было обманчивым, ибо Арк неоднократно
разрушался, а затем отстраивался вновь.
Первые сведения об Арке (Кухиндизе – так называли его раньше) содержатся
в «Истории Бухары» Абубакра Наршахи (899-960). Здесь есть такие строки:
«Правитель Бухары Бидун Бухар Худот построил эту крепость, но она вскоре
разрушилась. Сколько он строил, сколько раз разрушилась». И тогда
правитель созвал мудрецов, которые посоветовали строить крепость на семи
столбах, напоминающие созвездие Большой Медведицы. Построили так, И Арк
не стал разрушаться. Возраст Арка не установлен точно, но, во всяком
случае, полтары тысячи лет тому назад эта величественная крепость уже
была местопребыванием правителя обширной и густонаселенной страны. В
течение многих веков Арк оставался главной резиденцией эмира бухарского,
местом, откуда осуществлялось верховное командование страны. Здесь, в
мощной укрепленной цитадели, жил не только эмир, но и главные визири,
военноначальники и многочисленные слуги эмира.
Арк – живой свидетель богатой истории города. Старая крепость видела
много кровопролитных войн, вызванных феодальными междоусобицами и
набегами захватчиков. В 1220 году, когда воины Чингиз-хана захватили
Бухару, жители города нашли убежище в Арке, но воины Чингиз-хана,
проникнув в Арк, перебили защитников, разграбили ценности и разрушили
крепость.
Неоднократно в городе вспыхивали восстания, и тогда Арк становился
воплощением жесткой тирании, в ворота его летели булыжники, как это было
в 1708 году во время восстания, связанного с отменной денежной реформы.
Здесь, в Арке, кроме проклятых народом правителей, жили и творили
великие ученые, поэты и философы. В средние века, когда культура Бухары
достигла наивысшего расцвета, здесь работали Рудаки, Фирдоуси Абу Ибн
Сина, Фараби, позднее Омар Хаям. И хотя судьба, в лице правителей
бухарских, была жестока по отношению к талантливым людям (Рудаки и Ибн
Сине пришлось бежать из Бухары) здесь, в Арке, они имели возможность
общения с лучшими умами человечества. Возможность эту представляла
уникальная библиотека. Вот что об этом пишет великий Авиценна: «Я нашел
в этой библиотеке такие книги, о которых не знал и которых не видел
больше никогда в жизни. Я прочитал их, и мне стало ясно место каждого
ученого в своей науке. Предо мною окрылись ворота в такие глубины
знаний, о которых я и не догадывался». Неизвестны следы этой библиотеки.
Вероятно, она была разграблена во время одной из воин.
Что же представляет собой сейчас Арк?
Это большое земляное возвышение. В плане он близок к неправильному
прямоугольнику, несколько вытянутому по направлению с запада на восток.
Юго-восточный угол его слегка срезан. Расположен он в середине западной
части современного города. Длина стен – 789,60 м., площадь – 3,96 га.
Высота от уровня площади Регистан, возле которой он расположен,
колеблется от 16 до 20 метров. Парадный въезд в Арк архитектурно
оформлен в виде двух столбообразных башен. Верхняя часть башни соединена
галереей, над которой построено помещение с террасами. Подъем к воротам
Арка (тахтакуль) представляет собой пандус или постепенно поднимающуюся
дорожку, которая ведет через крытый длинный коридор к мечети Джума.
Пандус с двух сторон огражден массивными каменными перилами, длина его
около 20 метров. На одной из стен Арка висела большая кожаная плеть
(символ власти эмира).
От ворот Арка начинается длинный темный коридор, вдоль которого
расположены помещения для воды и песка, камеры для заключенных. Из
исторических материалов и уст очевидцев известно, к каким изощренным
пыткам прибегал эмир, желая усмирить своих подданных.
В самом Арке расположен большой комплекс зданий. Восточная половина Арка
в настоящее время является археологическим памятником. Здесь сохранилась
мечеть Ульдухтарон, с которой связана легенда о сорока девушках,
замученных и брошенных в колодец.
С высоты Арка открывается захватывающая, неповторимая панорама древней
части Бухары. Бухарские реставраторы называют Арк учебником для
строителей. Стены Арка – наглядный образец многовековой истории
кирпичной кладки и видов строительного материала.
В настоящее время в арке ведутся большие реставрационные работы.
Восстановлены стены со стороны площади Регистан, многие помещения внутри
цитадели. Грандиозен проект полного восстановления Арка. Как и в
древности, весь он будет окружен Арком, у подножья Арка раскинется новый
базар, площадь вокруг расчистится и благоустроится. Арк предстанет в
таком виде, в каком он был, по мнению ученых, в древности.
Сейчас Арк имеет значение лишь исторического памятника. О его богатой
истории могут поведать нам не только древние стены и постройки, но и те
документы, экспонаты, что находятся здесь в залах
историко-краеведческого музея. Кухиндис, когда-то неприступный и
мрачный, теперь доступен каждому, кто интересуется историей, древним
искусством бухарских зодчих.
Источник:
В.Г. Сааков "Архитектурные шедевры Бухары" Бухарское общество "Китобхон"
УзССР 1991 г.
|
|