Архитектурные памятники Бухары XV-XVII в.в.
Средневековая Бухара — феномен искусства зодчих. XVI—XVII вв,
особенно начало XVI в., были неспокойным временем неустойчивой власти первых
ханов династии
Шайбанидов и переноса столицы попеременно из Самарканда в Бухару.
Но и тогда создавались оригинальные произведения, свидетельствующие, что не
оскудел и не угас творческий дух строителей. В городе было построено
медресе Мир-и Араб (Мири Араб
медресе) и мечеть Калян,
что закончило формирование центрального ансамбля
Пои Калян (Пай-и калан или
Пои Калян комплекс), возведены изумительные квартальные мечети
Ходжа Зайн ад-Дин и
Балянд (Балянд Мечеть)
положено начало загородному
ансамблю Баха ад-Дин (Баха ад-Дин Ансамбль).
Мастера Бухарской школы зодчества XV—XVII в.в. применяли в строительных
конструкциях и декоре недорогие и нетрудоемкие, но эффектные и эффективные
приемы. Например,
перекрытия на пересекающихся арках, двухцветный ганчевый декор «кырма»
и «часпак». В XVII в. в
майоликовом декоре использовали красочные, порою монументальные
зооморфные изображения с древними домусульманскими сюжетами, где
преобладал рисунок летящих к солнцу птиц и
птицезмей. Особенно ярко выделяются черты Бухарской школы в постройках
медресе, минаретов,
сардоб и мемориальных построек — хазира. Бухарская
школа, став ведущей в
Средней Азии в XV—XVII вв., оказала значительное влияние на архитектуру
государств региона.
Ходжа-Зайнутдин Комплекс
Среди домов одноименного
квартала, скрыта одна из жемчужин Бухары —
комплекс Ходжи Зайнутдина (Ходжа-Зайнутдин Комплекс) первой
половины XVI в., построенный на берегу одного из самых старых хаузов
Бухары. Стенки этого бассейна были облицованы мрамором. В юго-восточном
углу, у ступенчатого схода к воде был устроен мраморный резной водослив в
виде раскрытой пасти дракона -
аджарх, оправленный в орнамент и эпиграфику.
.
Тип культовых сооружений, к которому относится мечеть Ходжа Зайн ад-Дин
называют
мечеть-ханака. Для
мечетей-ханака характерным является наличие
центрального зала с куполом, который использовался суфиями
в своих религиозных церемониях с использованием камерного пения в
сопровождении музыкальных инструментов. Слияние мечети и
ханаки, фактически символизировавшее
слияние классического ислама и суфизма, широко наблюдается в
позднесредневековый период. Комплексы мечетей-ханака, часто, имели несколько
помещений, что позволяло совместить в них различные функции (собственно
мечети, ханаки, частично - медресе, мазара и др.).
Одной из достопримечательностей комплекса является
почитаемая могила (мазар), именовавшаяся "Ходжа Турк"
(ныне спорно мазар Ходжи Зайн ад-Дина), которая находится в
одной из наружных ниш мечети и имеет вид надгробия, над которым возвышались два
шеста (туг). Оформление этого надгробия дает возможность составить
представление о канонической традиции Корана, согласно которой, даже правителей
хоронили не в роскошных мавзолеях, а скромно под открытым небом, в дворике
хазира с кирпичной стеной и портальным входом. Внутри него устраивали
захоронение в сагане — саркофаге арочной формы, либо в дахме —
прямоугольной платформе для захоронений, облицованной камнем. Мавзолеи
преимущественно возводились при Темуридах. Строительство мавзолеев было
запрещено при
Шейбанидах и вновь они стали строиться лишь с рубежа XVII—XVIII в.в.
Источник
1.
Дмитрий Пэйдж. Бухара. Путеводитель по архитектурным и историческим
достопримечательностям.
2.
Dmitriy
Page. The Guide to Bukhara. History and sights.
См. также
1.
Khodja Zain ad-Din Complex
2.
Hodja Sain ad-Din Komplex
3.
Сonsolidator
4.
Карта Бухары
|