За последние годы на территории Намангана обнаружено много интересных
археологических находок, свидетельствующих о том, что люди жили здесь еще
в первые века нашей эры. По находкам можно судить о первом поселении,
находившемся в районе каменного моста через Намангансай. Называлось оно
«Намак-кан», что по таджикски означало «Соляная копь». По преданию, на
территории поселения было соляное озеро, где добывалась соль. Как известно, в 9
веке столицей Ферганской долины был город Ахсы, возведенный на правом
берегу Сырдарьи. Город состоял из цитадели, в которой, видимо, жил правитель,
Шахристана – основной городской части и рабада – района, где жили ремесленники.
Еще в 15 веке он считался крупным городом, и отец Бабура Умаршайх был правителем
Ахсикента и всей Ферганской долины. В 1620 году крупный город нашего края –
Ахсикент был разрушен сильнейшим землетрясением. Оставшиеся в живых люди
поселились в Намангане, расположенном на расстоянии 15-20 км. Приход различных
кустарей и ремесленников из Ахсикента имел большое значение для дальнейшего
роста Намангана. Уже в документах встречается название «Маузи-и-Наманган», то
есть не просто один из населенных пунктов, а город, имеющий влияние на
окружающие местности. Следовательно, Наманган по праву считается наследником,
приеемником, продолжателем древнего Ахсикента. С 1664 по 1684 год в
Намангане жил известный
поэт Машраб.
В развитии города Наманган и окружающих сельских местностей большую роль сыграл
канал Янгиарык, построенный в 1819-1821 годы. Член императорской Академии наук,
почетный член географического общества А.Ф.Миддендорф, посетивший
Наманган в первой половине 1878 года, об этой всенародной стройке писал: «Как
осуществилось одно из последних творений – Янгиарык в Наманганском уезде? Из
каждого двора требовали по одному работнику; вооруженный своим кетменем, он
должен был работать, на своих харчах, в течение 15 дней по устройству
обводнительного канала. По прошествии 3 лет добились небольшого протока воды, а
затем, в последующие 10 лет, канал был расширен и углублен». Наманган в то время
был городом ремесленников и кустарей: гончаров, ткачей, медников, кузнецов,
красильщиков, ювелиров, набойщиков тканей, сапожников. Они делали прекрасные
изделия. Часть жителей Намангана занималась садоводством, шелководством и
торговлей с Китаем, Бухарой и соседними кочевыми племенами. Период, когда
Наманган входил в состав Кокандского ханства, был одним из самых тяжелых
периодов для его населения. Кокандские ханы вели бесконечные разорительные
войны, частыми были междоусобицы и смуты. В июле 1875 года в Ферганской долине
вспыхнуло восстание против Худоярхана. Хан бежал в Ташкент под защиту русских
войск. Тогда туркестанский генерал-губернатор Кауфман предпринял
решительное наступление вглубь Кокандского ханства, до Намангана. В
феврале 1876 года Кокандское ханство было окончательно ликвидировано и
присоединено к России под именем Ферганской области, а Наманган стал одним из
центров пяти уездов этой области. С присоединением к России в Среднюю Азию начал
быстрыми темпами проникать промышленный, торговый и банковский капитал. Уже в
1892 году в Наманганском уезде фнкционировали 28 различных предприятий, в
которых трудились 704 рабочих. Главное значение придавалось фабрикам и заводам,
обрабатывающим растительные продукты. Быстро выросло население Намангана. Если в
1889 году в нем было 33 тысячи человек, то в 1910 году уже 75580 человек. В 1912
году город был соединен железной дорогой с Кокандом. Наманган становится
промышленным центром Туркестанского края.
Архитектурные памятники – медресе Мулла Киргиз, мечеть Ота Валихон-тура,
являются яркими свидетелями искусства наманганских зодчих.
Из памятников мемориального зодчества в Намангане сохранились два комплекса:
Мавлон-бува начала ХIXв. и Ходжа Амин кабри XVIIIв.
Наманганская область является старинным, историческим регионом
Узбекистана. Этого подтверждают многочисленные археологические раскопки и
сооружения, где изображены образ жизни первобытных поселений, памятники
каменного и бронзового веков. Археологами найдены целые районы на северной части
города Чуст, относящихся к культуре населения первого тысячелетия до нашей эры.
Узбекские ученые-археологи в 60-х годах прошлого века в Папском районе нашли
остатки города Мунчоктепа, имеющие отношения рабовладельческому строю. В
четвертом и третьем веках до нашей эры на территории Касансайского района в
период господства знаменитого Кушанского государства город превратился в
столичный город с развитой экономикой и ремеслом. На берегах реки Сырдарья на
территории нынешнего Туракурганского района в третьем веке до нашей эры был
построен большой город Шахристан - Ахсикент с большими крепостями. В следствии
нашествия Чингисхана этот город был разрушен основательно. Наконец, в эпохе
господства Великого Тимура вновь был построен город Ахсикент. По летописям
средневековых географов Ахсикент являлся крупным торговым, экономическим центром
и столицей Ферганской долины. В ХV веке Ахсикентом правил отец знаменитого
Бабура. Знаменитые мыслители Востока Мавлоно Алауддин Абубакр Ибн Махсудий
Косоний, Саид Ахмад ибн Мавлоно Жамолиддин Махдуми Аъзам, Мавлоно Лутфуллох,
Фирдавси, Бабур, Машраб в своих произведениях повествуют о жизни и культуры
местного населения. Издревле городские жители в основном вели ремесленный образ
жизни.
Ольга Баранова
По материалам сети Интернет
Источник
Дата публикации: 12 марта 2008
|