Ришта́н (узбекск. Rishdan) — город в Ферганской области Узбекистана,
расположенный между Кокандом и Ферганой. Город известен местным
традиционным искусством керамики.
Гончарное производство в Риштане прошло все фазы
развития - от домашнего гончарства до современного производства. К концу XIX в.
Риштан оформился в один из крупнейших в Средней Азии центров по выпуску
глазурованной посуды. Как свидетельствуют этнографы, "в конце XIX-нач.
ХХвв. в Риштане насчитывалось 80 гончарных мастерских, в которых работало 300
человек. В мастерской работали мастер, члены его семьи, в некоторых - один-два
подмастерья. За сезон, который продолжался 6-7 месяцев, выпускалось 1500-1700
изделий. Это был период формирования цехового производства, в котором каждый
мастер специализировался на одном из видов продукции или на одном из процессов
производства. Существовало строгое деление между двумя основными группами
риштанских мастеров, изготовлявших неполивную и глазурованную посуду. Одну
представляли кузагары и танурчи - искусные формовщики, выделывавшие
крупные сосуды хозяйственного назначения - кузы, хумы и прочую кухонную утварь,
а также тануры - печи для выпечки хлеба. Иногда они использовали поливу в своих
изделиях, но считали ее излишеством. В другую группу входили тавокчи -
мастера по выделке разнообразной расписной глазурованной посуды: сафедпазы,
чиннисозы, зардпазы. В каждом цеховом объединении были свой устав - рисоля,
святой покровитель, и свой избираемый старейшина - аксакал. Существовало
некоторое соперничество между кузагарами и тавокчи. Кузагары считали себя
настоящими гончарами-кулолами - "основными хранителями старых традиций и
основоположниками гончарства", но оставались в тени более преуспевающих и
высокомерных тавокчи, расписная посуда которых пользовалась большим спросом и
известностью. Обе группы мастеров проживали компактно, каждая в своем квартале:
кузагары - в махалле Кузагарон (прежде Мир Хасан), тавокчи - в махалле
Чиннигарон. До середины XIX в. эта махалля называлась Кулибегон (Рабы бека), а в
более ранние времена - Калайи Поин (Нижняя крепость). В этих старинных названиях
запечатлены вехи истории Риштана и его жителей. В начале XX в. в квартале
Чиннигарон насчитывалось 100 домов мастеров, занимавшихся, в основном,
производством поливной посуды из фаянса - чинни. Расселялись гончары и в других
кварталах города -махалле Кулолони Боло (Верхний гончарный квартал), Дукчион
(квартал веретенщиков) и Казион (квартал судей). Ремесло мастеров постигалось в
процессе продолжительного ученичества. Обучение мастерству у кузагаров
проходило в более короткие сроки, чем у мастеров тавокчи. Но они редко допускали
к своему ремеслу посторонних.
К середине XIX в. сложились основные стилистические особенности риштанской
школы гончарства, сохранившиеся до настоящего времени. Наиболее ранним
видом гончарной посуды риштанские мастера считают бирюзово-медную -
кабуди мисин, покрытую глухой поливой, подкрашенной окисью меди
зеленовато-голубых тонов. Затем стали популярными изысканные изделия из
фаянсового черепка - чинни, с тонким кружевом росписи под глухой бирюзовой
поливой. Восстановление этой техники, забытой со времен средневековья,
риштанские мастера адресуют братьям-гончарам Усто Абдуджалолу и Усто
Абдуджамилу, которые привезли ее рецепты из Кашгара и Ирана. Особенно широко
распространились изделия чинни в конце XIX в., во времена Усто Калли Абдуллы,
наладившего производство этой посуды в Риштане. Помимо чинни, в широком обиходе
была белофонная, расписанная ультрамарином посуда - ложувари, покрытая
мягкой прозрачной ишкоровой глазурью. Голубая керамика Риштана вывозилась на
рынки Ферганы, Самарканда, Ташкента и Бухары. Быстрому и повсеместному ее
распространению способствовали не только отменное качество, но относительная
дешевизна по сравнению с китайской посудой, ввоз которой из Кашгара к этому
времени прекратился. Способствовали спросу особо почитаемый на Востоке цвет
бирюзы и, конечно, использование риштанскими мастерами наиболее предпочитаемых
местным населением форм и декора. Некоторые элементы подражания китайскому
фарфору не вводили покупателей в заблуждение, даже при том, что наиболее
предприимчивые мастера в целях лучшего сбыта ставили на поддонах изделий свои
клейма в "китайском стиле". Посуду эту так и называли: елгон чинни, сопол чинни,
тошкан чинни, чинни мусульмони, т.е. ложный, глиняный, ташкентский,
мусульманский фарфор.
Меньшее распространение получила в Риштане посуда,
расписанная цветными ангобами под свинцовой глазурью золотисто-желтого или
зеленовато-желтого цвета, за счет добавки окиси сурьмы - малгаша. В начале XX в.
ее производством занимались зардпазы Усто Тохта, Усто Ташкулол, Усто Исамиддин.
Имена многих риштанских гончаров этого времени, в совершенстве владевших тайнами
глазури и талантом кистевой росписи, сохранились в памяти мастеров и были
зафиксировованы исследователями - художником В.Развадовским, этнографами
М.С.Андреевым и Е.М.Пещеревой, искусствоведом и мастером-керамистом
M.K.Рахимовым и др. Наиболее известны среди них Усто Абдулла-чиннипаз (Калли
Абдулло), выделывавший в 1860-1870 гг. изразцы для дворца Худояр-Хана в Коканде,
Усто Тохта, Усто Мадамин Ахун-чиннипаз, ученик Усто Абдуллы, Усто Бой Ниязматов,
работавший вместе с женой - талантливой рисовальщицей, Усто Абдул Саттор, Усто
Маякуб Газиев, Усто Сали Бачаев и мн. др. Все они выделывали расписную посуду.
Среди мастеров -кузагаров был наиболее известен Усто Сали.
В конце XIX в. изделия риштанских мастеров вывозились на всероссийские выставки.
В 1900 г. они успешно экспонировались на Всемирной выставке в Париже. Керамику
Риштана сравнивали с лучшими европейскими майоликами и считали способной
конкурировать с ними.
Произведения многих мастеров этого времени вошли в музейные собрания
Узбекистана, других стран, но, в основном, они представлены безымянными
авторами, обозначая лишь типологическую принадлежность к региону происхождения.
В научных исследованиях единодушно признается первостепенная роль Риштана в
искусстве керамики XIX - нач. XX вв. Его считают "колыбелью керамического
искусства всей Ферганы", под влиянием которого находились все керамические
центры региона. В конце XIX в., с открытием в 1889 г. железной дороги из
Ташкента в Фергану и массовым ввозом российского фарфора, начинается спад
производства керамической посуды в Риштане. Бухара, Самарканд, а затем Ташкент
становятся центрами нового Туркестана, и на первый план выдвигаются иные
художественные направления в керамике.
Много изменений произошло в риштанском промысле на протяжении XX в. В самом его
начале, не выдержав конкуренции с привозной фабричной продукцией, распался цех
кузагаров, сократилось производство дорогих сортов посуды, ушли из промысла
многие мастера. В 1918 г. из цеховых мастерских тавокчи была создана первая
артель гончаров "Чиннигарон", которую в 1927 г. переименовали в "Янги хает"
(Новая жизнь). Это было довольно крупное промысловое объединение, в котором
работало 70 керамистов разной квалификации. Но многие риштанские гончары
предпочитали работать самостоятельно. Этот период связан с творчеством мастеров
старшего поколения: Усто Узаком Шерматовым, Усто Холматом Юнусовым -
сафедпазами; более молодыми мастерами - Усто Хайдаром Шосалимовым, сыном Усто
Сали Бачаева, Усто Рустамом Касымовым, Усто Нишонбоем Заировым, сыном Усто
Мазаира, Усто Абдул Касымом Балтабоем и Усто Ульмасом Ортыковым - кузагарами.
Все они являлись потомственными мастерами, обучившими то поколение гончаров
первой пол. XX в., которое, в свою очередь, передало опыт нынешним риштанским
мастерам-керамистам: Усто Ахмаджону Дадабоеву, Усто Кодиру Хайдарову, Усто Мусе
Исмаилову и др. Творческая судьба этих мастеров связана с работой в первых
керамических артелях. В 1948 г. их в Риштане было четыре: самая крупная - "Янги
хает", состоявшая в ведении Ташкентского художественно-промыслового союза; затем
она перешла в Многопромысловый союз Ферганской области и стала художественным
цехом Артели им. Сталина. В 30-е гг. многие риштанские мастера прошли
профессиональную подготовку в Ташкентском художественно-техническом комбинате,
обучились грамоте. Работали в артели и женщины, занимаясь в основном росписью и
изготовлением игрушек-свистулек - хуштак. Для сохранения традиций Министерство
местной промышленности Узбекистана проводило стажирование мастеров на других
предприятиях. В 1936 г. Усто Холмат Юнусов, Усто Узак Шерматов, Усто Хайдар
Усманов и Усто Мазаир участвовали во Всесоюзном практическом семинаре по обмену
опытом, проведенном в Узбекистане. К 1941 г. мастеров, работавших вне артельного
производства, в Риштане практически не осталось. В годы войны многие молодые
мастера ушли на фронт. Артели занимались выпуском недорогой хозяйственной посуды
и деталей технического оборудования. Потомственные мастера сафедпазы, работавшие
с поташной прозрачной поливой, перешли на свинцовую глазурь. В 1960 г. артель
"Янги хает" вошла в состав Риштанского керамического завода.
Отношение к заводу риштанских мастеров до сих пор неоднозначно. С одной стороны,
он позволил сплотить в единый коллектив основную группу мастеров-керамистов,
предоставив им возможность профессионального обучения и стажирования на базе
более развитых в техническом отношении производств. В Риштане создалась крепкая
профессионально-техническая школа мастерства, позволившая подготовить несколько
поколений молодых керамистов. С другой стороны, заводские производственные планы
и эталоны, "спускаемые из центра", не позволяли в полной мере раскрыться
творческим возможностям талантливых мастеров. Фабричные красители - цветные
ангобы и глазури, в основном свинцовые, постепенно вытеснили трудоемкую технику
ишкоровой глазури. Выпуск голубой посуды был прекращен уже в 30-е годы. Уходили
из жизни мастера, забывались старинные рецепты.
Современные мастера Риштана восприняли и творчески переосмыслили художественную
систему искусства прошлого, выработанную многими поколениями их
предшественников. В решении различных форм риштанской керамики, ее орнаментики
лежит принцип декоративно-утилитарный, с преобладанием того или иного качества.
В основном же, в изделиях риштанцев декоративность не мыслится без практического
применения и, наоборот, функциональность - без художественно-образного решения
предмета. Эта характерная черта присуща всем видам изделий, бытующих в едином
стилистическом направлении. Впрочем, эти качества неразрывного единства пользы и
красоты свойственны и другим локальным школам керамики Узбекистана - Гиждувану,
Гурумсараю, Шахрисабзу, Ургуту, Хорезму, отчасти Ташкенту и Самарканду.
Автор статьи Кодзаева Людмила (ред. Баранова Ольга)
Источник: Виртуальное объединение художников - керамистов.
Дата публикации: 26 февраля 2008
|