Главная >> Статьи об Узбекистане >> 
   Туры в Узбекистан

 XML TourUz  RSS-xml TourUz  RSS TourUz     Главная www.TourUz.narod.ru  Site map  E-mail



 

Святыни Ислама в Узбекистане

На территории Узбекистана расположено более 160 мусульманских святынь, что позволяет говорить об особом значении Узбекистана для всего мусульманского мира. В средневековье территория Узбекистана была не только крупным политическим и культурным, но и значительным религиозным центром Среднего Востока. Во всем исламском мире поныне широко известны и глубоко почитаемы ученые-богословы Бухары - Мухаммад Имам ал-Бухари, Абу Хавси Кабир, Сайф-ад-Дин Бохарзи, основоположник тариката Накшбандия-Мухаммад Баха-ад-Дин Накшбанд и др. В "Бухоро и-Шариф" - священной Бухаре, в азиатском Риме-Самарканде, в Ташкенте и Хиве - среди сотен культовых сооружений наиболее многочисленными и интересными по архитектуре были мавзолеи, мечети, медресе и другие религиозные сооружения.
В эволюции архитектуры религиозных сооружений и святынь можно выделить три периода: VIII-XII вв.- период становления культового строительства, XV-XVII вв. - время его расцвета и, наконец, XVIII-XX вв. - период, отмеченный уменьшением масштабов строительства мечетей.
Советский период характеризовался почти полным отсутствием строительства исламских религиозных сооружений, многие религиозные святыни и постройки были превращены в руины. И лишь обретение независимости дало возможность вернуть верующим мечети, полуразрушенные святыни были восстановлены, приобрели былой вид и значимость.

Ансамбль Бахааддина Накшбанди XVI век
Чрезвычайно почитаемый в Бухаре шейх Бахааддин Накшбанди (умер в 1389), духовный наставник Тимура, был в молодости ткачом, изготовлявшим шелковую материю с золотым шитьем, стал впоследствии покровителем ремесел. Поклонение святой могиле шейха приравнивалось хаджу в Мекку. В 80-х годах бухарские ревностные приверженцы Бахааддина (покровителя Бухары) хашаром совершили богоугодный ремонт мемориального комплекса.
До появления ислама здесь располагался языческий храм, с которым связан праздник "красной розы", который ежегодно справлялся у мазара. В 1544 году ханом Абдулазизом I в честь шейха воздвигнута дахма с мраморной резной оградой, грандиозное здание ханаки (42,5 х 38). Спустя годы, дахма оказалась в отдельном дворике с хаузом в центре и расписными мечетями Музаффархана и Хакима Кушбеги. На берегу хауза живописный четырехарочный чартак (сакохана). Перед фасадом мечети Кушбеги возвышается минарет и небольшое медресе. К западу от дахмы, в отдельном дворе располагается обширный некрополь - усыпальница бухарских правителей.
Одухотворенность выразительных архитектурных конструкций, тишина и уединенность ансамбля не могли не вызвать религиозного экстаза, стремления к достижению познания Бога.
Читать больше об ансамбле Бахааддина Накшбанди...

Чор Бакр (XVI-XVIII века)
В Бухаре был популярен мазар на могиле родоначальника джуйбарских хаджей Абу Бакра Саъда, ставшего известным под название Чор Бакр. Этот правнук знаменитого бухарского суфия хаджи Ислама Джуйбари (XVI в.) не пожалел труда на благоустройство мазара. "В четырех частях (чарбаг) этого сада посажены и другие деревья... От ворот города на расстоянии приблизительно одного фар- саха (6 км) провели два арыка, по обочинам которых посадили деревья". Эта зеленая аллея - Хиабан соединяла Чор Бакр с Бухарой. Застройка Чор Бакра продолжалась длительное время. Вдоль традиционного коридора возникла группа погребальных фамильных двориков - хазира. К нему обращен парадный центральный комплекс ханаки, мечети и медресе. Пространство между ними замыкают медресе. Масштабную значимость зданий подчеркивает минарет.
К фамильным склепам ведет вросшая в толщу средневекового кладбища узкая дорожка. В кирпичные ограды двориков встроены входные порталы - дарваза и айваны поминальных мечетей.
Читать больше о Чор Бакре...

Ансамбль Шахи Зинда (XII-XV) века
"Скромные и целомудренные жены и сестры эмира Тимура выразили волю быть похороненными у порога этого места, охраняемого ангелами, - пишет Абу Тахир Ходжа, - и возвели здесь здания, так что лазурные небеса открыли любующийся взор на лицо времени - они не видели столь украшенных и нарядных зданий, так что бирюзовый небесный купол открыл очи - Луну и Солнце - он не любовался такого цвета эмалированными изразцами". Вереница изящных, сверкающих голубыми искрами усыпальниц потянулась по древним склонам Афрасиаб. Главная святыня на вершине холма - мазар, который легенды и предания приписывают Кусаму, сыну Аббаса, двоюродному брату пророка Мухаммада. Ритуал поклонения его могиле сложился в глубокой древности. В народе бытует легенда о нем как о Шахи Зинде - "живом царе". Этот образ известен в Средней Азии с древних времен и связан с образом Сиявуша - "страдающего божества". Корни этого сюжета уходят к древнему культу страдающих и умирающих божеств.
По данным археологических исследований, до XI в. территория некрополя была жилой частью древнего города. К XII в. относятся фундаменты, склепы первых построек ансамбля. В XIII в., после монгольского завоевания, жители покинули старую крепость, и Шахи Зинда долгое время находилась в запустении. В начале XIV в. на землях Шахи Зинды стали появляться здания мавзолеев. Ко времени смерти Тимура (февраль, 1405) постройки в Шахи Зинде размещались только в пределах стен древнего Самарканда. С течением времени и у подножия Афрасиаба, в период правления Улугбека, возведены постройки нижней группы. Для подъема на Афрасиаб устроили широкую лестницу. Завершены постройки нижней группы в 1434 - 1435 гг. Надпись на входном портале извещает: "Это величественное здание основано Абдулазизханом - сыном Улугбека Гурагана, сына Шахруха, сына амира Тимура Гурагана в 838/1434 - 35 г. н. э.". Комплекс мавзолеев Шахи Зинда пользуется большой популярностью у верующих. Даже в начале XX века каждый четверг здесь проходили радения дервишей ордена Кадария. Обряд джахрия (громкое радение) начинался в верхней мечети, затем, не прекращая произносить "хо" или "ху" участники круговыми движениями спускались по многочисленным ступеням лестницы к нижней мечети. Перед завершением обряда исполняли пение религиозных стихов (хофиз).
Читать больше об ансамбле Шахи Зинда...

Ансамбль Зангиата (конец XIV-XV вв.)
Ислам как общегосударственная религия повсеместно закрепился уже в IX в. Однако наряду с официальным толком мусульманства, в Средней Азии развившись популярные в народе различные мистические направления, проповедниками которых были подвижники-суфии, создатели суфийских сект и дервишеских орденов.
Два однокамерных мавзолея популярного в Ташкенте суфия Зангиата и его жены Амбар биби были возведены, по преданию, Тимуром в XIV в. Имя его было Айходжа по прозвищу Зангиата, то есть "черный". Уроженец местности Шам, потомок Хазрата Арсланбаба, он был пятым мюридом суфия Ходжа Ахмада Яссави, который считался духовным главой всех тюркских племен Центральной Азии. Поклонение культу Зангиата по праздникам превращалось в массовое увеселение с выступлением акробатов, фокусников, дервишей.
Читать больше об ансамбле Зангиата...

Ансамбль Исмаила Бухари (XVI-XIX века)
Мазар Мухаммада ибн Исмаила Бухари расположен в 12 километрах от Самарканда, известного сейчас под именем Хеджа Исмаила. Здесь у могилы Исмаила была построена соборная мечеть.
Имам Исмаил Бухари жил в IX в. и считается собирателем 7275 хадисов - преданий о жизни и деятельности пророка Мухаммада и создателем "Сахих - и Бухари". Это собрание хадисов является наиболее полным, достоверным и каноническим в исламе. Абу Тахир Ходжа в "Самарии" рассказывает о чудодейственном влиянии этого святого при эпидемических заболеваниях. Дед имама Мухаммада был огнепоклонником, принявшим ислам, отец считался хорошим сказителем преданий, а сын, с детства пристрастившись к хадисам, неутомимо собирал и записывал предания о жизни пророка, которые впоследствии были внесены законоведами в "Сунну", получив статус законов для правоверных.

Мазар Хаджа Ахрара (XV-XIX века)
Ходжой Ходжей, "постигшим суть дела", называет Абдурахман Джами одного из самых влиятельных шейхов эпохи Тимуридов - Убайдуллу Ходжа Ахрара. "Совершенством силы подчинял себе волю людей и придержал народ. Он был украшен красивой наружностью и прекрасными внутренними качествами". Духовная власть его распространялась не только на его сподвижников и хальфов, но и на правителей. Сам шейх был очень просвещенным теологом, писал стихи. Он умер в 1490 г. и захоронен в дахме с беломраморной резной стеллой. В хазире хаджи Ахрара захоронены крупные духовные лица.
В 1638 году у почитаемой гробницы шейха по распоряжению Надир Диван беги зодчим Достмухаммадом построено крупное медресе, которое считали "зеркалом Шир Дора". Позднее у древнего хауза возводится летняя мечеть с красочными потолками и ханака. В тени чинар высится небольшой минарет, с которого далеко разносится и сейчас призыв к молитве.
Читать больше о медресе Надир Диван-Беги...

ВВЕРХ ↑

Баранова Ольга
По материалам сети Интернет
Источник
Дата публикации: 17 марта 2008



выбрать любой тур по Узбекистану

История христианства в Средней Азии
Статьи об Узбекистане из разных источников.
История и архитектура Узбекистана
В Ташкент за зубами
Ибн Сино. Великий врач, Мыслитель и Человек
Правитель Индии, узбекский классик, основатель династии Великих Моголов
Ханака, ханега, хонако
Джуйбарские ходжи
Намазгох
Сардоба

Главная страница

УЗБЕКИСТАН     • Ташкент
- Гостиницы    • Самарканд - Гостиницы    • Бухара - Гостиницы    • Хива - Гостиницы


© Copyright - 2008.

Узбекистан: Туризм, Информация, Фотографии, Гостиницы, Карта   Parus - Uzbekistan cheap travel, information: sights, visa, hotels, tickets   Parus - Uzbekistan cheap travel, information: sights, visa, hotels, tickets   Промальпинисты Узбекистана, Ташкента   WK Travel Agency. Uzbekistan, Central Asia Visa Tours, Hotels, Flights   Tashkent Uzbekistan. Travel Tourism   WK Travel Agency. Uzbekistan, Central Asia Visa Tours, Hotels, Flights   Uzbekistan tourism information: sights, attractions, hotels, map, photos   ClimberCA   Uzbekistan WEB designing, Sergey Z, SSSZ1, Сергей