Минарет в Вабкенте
Минарет в Вабкенте — одно из самых изысканных творений зодчих
Узбекистана. Дата начала строительства — 1196/97 г, читается среди
куфических надписей в нижнем декоративном ярусе, опоясывающем ствол
минарета, здесь же — имя бухарского садра Бурхан ад-Дина Абд-ал Азиза II,
выступавшего, видимо, заказчиком строительства, а в верхнем ярусе, уже
почерком дивани, написано: "построен минарет в месяцы 595 года", то есть он
был окончен в 1198/99 г. Минарет имеет характерную для Узбекистана
форму: круглоствольная башня, расширенная книзу, с винтовой лестницей,
которая ведет на площадку ротонды — фонаря, опирающегося на
выступающие ряды кладки, оформленные в виде карниза — шарафа.
Возведение таких сооружений требовало от строителей незаурядного мастерства.
Необходимо было учитывать многие факторы: силу ветра и сейсмических толчков,
свойства грунта и т.п.
Одним из значительных среди сохранившихся в Средней Азии по своим масштабам,
конструктивным и художественным достоинствам минаретов был бухарский минарет
Калян (1127 г., высота около 47 м), который служил примером для
подражания при возведении почти всех последующих
минаретов Бухарского оазиса. Минарет в Вабкенте является самым ранним ему
подражанием и был сооружен спустя 70 лет при ныне утерянной соборной мечети.
По архитектуре он решен почти так же, как и Калян. Однако благодаря более
стройным пропорциям ствола (диаметр в основании - 6,2 м, в верхней части -
2,8 м при высоте 40,3 м) вабкентский минарет кажется выше и выглядит изящнее
своего бухарского прототипа, хотя он ниже его на 7 м.
Другие достопримечательности
Ханака Касим-шейха
По преданию Косим-шейх
жил во времена
Абдулла-хана и был похоронен в Кермине (ныне в пределах г.
Навои). Однако и в Бухаре имелся городской квартал, где также был
мазар (святая могила) Касим-шейха. Бухарцы считали именно этот мазар
местом упокоения святого. Около мазара находился колодец, появление которого
приписывалось «святому». Поэтому вода из колодца считалась целебной. В
Кермине имеется
большая мечеть ханака 16 века,
которая носит имя Касим-шейха.
Достопримечательности Гиджувана
На пути к Самарканду в
райцентре Гиждуван
имеются знаменательные памятники архитектуры - медресе Улугбека и мазара
Абд-ал Халыка Гиждувани (Абдалхалика Гиждувани). К 22 годам своей жизни,
Абдалхалик Гиждувани прослыл в Бухаре как известный богослов. Там, в Бухаре,
он встретился со знаменитым на весь Восток шейхом
Абу Иа'кубом Юсуфом ал-Хамадани и вскоре стал его учеником. Шейх сразу же
обратил внимание на талантливого юношу, ввел Абдалхалика в братство суфиев,
посвятив его в звание шейха. В это же время учеником Юсуфа Хамадани также
был и знаменитый
Ахмад Яссави. После смерти в 1140 году Юсуфа ал-Хамадани его первым
наибом (преемником) стал Ахмад Яссави, но вскоре он вернулся в
Яссы (Туркестан) и ушел в отшельники. Вторым наибом—преемником Юсуфа
Хамадани был Абдалхалик Гиждувани. С этого времени и начинается его активная
деятельность как основателя
тарики Ходжагон, учение которой заложило основы всемирно известного
ордена суфиев «Накшбандия». Абдалхалик аль-Гиждувани скончался в 1220 году.
В 1433 г. к западу от могилы Абдалхалика было построено последнее из трех
медресе Улугбека.
Рабат-и Малик
Прямо у дороги, в
степи Малик еще можно
увидеть
портал XII в., который вел
некогда в Рабат-и Малик, "царский рабат" ("Рабат" - замок,
крепость). Рабат был построен в XII в. на древней караванной дороге
между Самаркандом и Бухарой. Источником водоснабжения для рабата служила
сардоба Малик — гигантская, утопленная в землю кирпичная цистерна,
перекрытая ступенчатым куполом.
Сардоба заполняется водой из Заравшана по подземному каналу кяризу,
имевшему выход на поверхность сетью колодцев. К воде от портала ведет спуск
— пандус.
Источник
1.
Дмитрий Пэйдж. Бухара. Путеводитель по архитектурным и историческим
достопримечательностям
2.
Dmitriy
Page. The Guide to Bukhara. History and sights.
См. также
1.
The minaret in Vabkent
2.
Minarett in Wabkent
3.
Сonsolidator
4. Карта
Бухары
|