Главная >> Статьи об Узбекистане >> 
   Туры в Узбекистан

 XML TourUz  RSS-xml TourUz  RSS TourUz     Главная www.TourUz.narod.ru  Site map  E-mail



 

Ханака


Дмитрий Питиримов Ташкент, Узбекистан, март 2007 г.

Ханака, ханега, хонако (от перс. «хане» — «дом» и «га» — «место»), «такия» (араб.), «завия» (арабский, преимущественно в Северной Африке) - мусульманские культовые сооружения типа странноприимных домов, которые обычно являлись обителями дервишей (суфиев) и центрами пропаганды суфизма. Со временем ханака превратились в комплексные сооружения (иногда монастырского типа), включающие кельи, мечеть, зал для радений, усыпальницу патрона и др.

Развитее идеи
Прообразом ханака являлись примитивные кельи (часто подземные), дававшие приют паломникам, которые прибывали к культовым захоронениям для поклонения и уединения. Хорошо сохранившаяся подземная келья (чиллахона) 12-го столетия находится у стен Мавзолея Шейха Зайнудина в Ташкенте (Узбекистан).

Развитие идеи ханака происходило там, где на местах паломничества возводились крупные сооружения: мавзолеи и мечети, имевшие пристройки для жилья в виде келий - худжр и помещение для приготовления пищи, называемое ошхона. Большинство ханака представляют собой сгруппированные вокруг центрального купольного зала или двора постройки, которые по форме, композиции и декору соответствовают особенностям архитектуры данной местности и эпохи.

Появление в структурах больших купольных залов, со временем ставших непременным атрибутом ханака, объясняется, в том числе, своеобразной сакральной традицией, зародившейся в суфийских общинах X-XI вв. Эта традиция предусматривала пение и музицирование с использованием инструментов камерного звучания, рассчитанных на помещения закрытого типа (струнные - рубаб, чанг и другие; духовые – най, ударные - дойра) во время религиозных церемоний (радений) суфистов. Маджлисы (собрания) в ханака с певцами и музыкантами были одним из излюбленных видов развлечения у бухарской учащейся молодежи XIX - начала XX в. (имеются свидетельства современников, в частности, Садриддина Айни). На этой почве складывалась профессиональная специализация суфийских певцов и декламаторов – «кавваля», «закира», «хафиза», усиливалось ее художественно-музыкальное начало. Что вело к более строгой избирательности в отношении типа помещения и учету его акустических характеристик. В среднеазиатской архитектуре известны факты сознательного увеличения акустических возможностей залов ханака при помощи укладки в их стены керамических кувшинов, обращенных своими отверстиями внутрь помещения.

По оценке самих суфистов ханака – это место освобождения от религиозного формализма и мистического раскрепощения духа для общения с Богом: «Входя в ханаку, суфий говорит себе: “Я пришел пожертвовать собою ради Друга”. Он видит Друга в каждом из своих собратьев-дервишей, а в жертву здесь приносится наше эго».

Слияние мечети и ханаки, фактически символизировавшее слияние официальной религии и суфизма, широко наблюдается в позднесредневековый период. Здания такого типа, называвшиеся мечетями-ханака, являлись, как правило, многокамерными, что позволяло совместить в них различные функции (собственно мечети, ханаки, частично - медресе, мазара и др.).

Разновидности ханака
В зависимости от первоначального ядра можно говорить о мавзолеях-ханака (Мавзолей Каффола Шоший (1542) в Ташкенте, Узбекистан), мечетях-ханака (Ходжа Зайн ад-Дин комплекс первой половины XVI в. в Бухаре, Узбекистан), и собственно ханака (Ханака Диван-беги 1619/1620 гг. в Бухаре, Узбекистан). Эта ханака, благодаря расположению и размерам (сторона квадратного купольного зала – 11,2 м) в течение столетий являлась крупным культурно-религиозным центром Бухары.

Ханака Надира Диван-беги
Ханака Надира Диван-беги представляет собой прямоугольное здание с купольным крестообразным перекрытием и нетрадиционным вытянутым и узким главным порталом. Зал однокупольный с неглубокими нишами по сторонам. Ниши зала декорированы сталактитами. В углы и боковые стены здания в 2 этажа вписаны худжры. Здание имеет центральный и боковые порталы. Оформление главного портала выполнено довольно консервативно, за исключением растительного элемента в графике. Границы центрального портала выделены при помощи эпиграфического орнамента. По бокам фасад здания обрамлен башнями, срезанными на уровне стен.

Источникии
1. Александр Джумаев. Среднеазиатская ханака, суфийские предписания о слушании (сама’) и традиции духовных песнопений (хонакои) Ташкент, Узбекистан.
2. Назилов Д.А. Архитектура горных районов Узбекистана. Ташкент, 1984.
3. Сухарева О.А. Квартальная община позднефеодального города Бухары. М., 1976.
4. Захидов П.Ш. О школах зодчества Узбекистана (XIX- начало XX вв.)- В кн.: Искусство зодчих Узбекистана. Вып. IV. Ташкент, 1969.
5. Маньковская Л.Ю. Типологические основы зодчества Средней Азии (XI- начало XX в.) Ташкент, 1980.
6. Ханака
7. Пространство Ханаки


выбрать любой тур по Узбекистану

История христианства в Средней Азии
Статьи об Узбекистане из разных источников.
История и архитектура Узбекистана
В Ташкент за зубами
Ибн Сино. Великий врач, Мыслитель и Человек
Правитель Индии, узбекский классик, основатель династии Великих Моголов

Главная страница

УЗБЕКИСТАН     • Ташкент
- Гостиницы    • Самарканд - Гостиницы    • Бухара - Гостиницы    • Хива - Гостиницы


© Copyright 2005 - 2007 Dmitriy Page. All rights reserved.
Использование материалов с этой страницы без предварительного письменного согласия источника запрещено.

Узбекистан: Туризм, Информация, Фотографии, Гостиницы, Карта   Parus - Uzbekistan cheap travel, information: sights, visa, hotels, tickets   Parus - Uzbekistan cheap travel, information: sights, visa, hotels, tickets   Промальпинисты Узбекистана, Ташкента   WK Travel Agency. Uzbekistan, Central Asia Visa Tours, Hotels, Flights   Tashkent Uzbekistan. Travel Tourism   WK Travel Agency. Uzbekistan, Central Asia Visa Tours, Hotels, Flights   Uzbekistan tourism information: sights, attractions, hotels, map, photos   ClimberCA   Uzbekistan WEB designing, Sergey Z, SSSZ1, Сергей