Подобной чести пока удостоены собрания петроглифов только в
тринадцати местах планеты. Узбекская наскальная галерея расположена в ущелье
Сармишсай, на окраине пустыни Кызылкум, в 35-40 километрах от молодого
индустриального города Навои. Изучение редчайшего собрания петроглифов ведут
ученые Узбекистана, Франции, России, Норвегии, Польши и Казахстана. Результаты
этих исследований будут доложены на предстоящей в апреле в городе Навои
созываемой Узбекистаном и ЮНЕСКО международной конференции по Сармишсаю.
Собрание петроглифов на черных скалах Сармишсая - самое крупное в Центральной
Азии и наиболее изученное. Основная масса рисунков выбита в средней части
ущелья, в начале узкого каменного каньона. Своеобразная галерея располагается на
протяжении 2-2,5 километра. Рисунки нанесены на вертикальные, иногда
горизонтальные гладкие плоскости горных пород, покрытых пленкой «пустынного
загара». Выбиты рисунки или вычерчены каменными или металлическими орудиями.
Глубина следов инструментов - от 0,5 до 3 миллиметров. Встречаются сочетания
нескольких технических приемов: выбивки, гравировки, протирки.
- Коллекция петроглифов Сармишсая по времени охватывает период от 5 тысяч лет до
нашей эры - средневековье, - сообщил корреспонденту UT Мухитдин Хужаназаров
сотрудник Института археологии Академии наук Узбекистана, посвятивший изучению
этой коллекции много лет жизни и издавший о ней четыре научных труда. - Большая
часть петроглифов относится к концу каменного века и времени бронзы, остающихся
до сих пор малоисследованным периодом истории человечества.
Петроглифы, настоящие маленькие шедевры, нанесены практически на каждое удобное
«каменное зеркало». На некоторых из них сразу по нескольку. Перед посетителями
уникальной галереи разворачивается история жизни древнейших обитателей долины
Зарафшана. Вот первые безыскусные робкие пробы, схематические фигурки, выбитые
каменным орудием. Они очень похожи на первые рисунки наших детей, те же палочки
и кружочки. Эти рисунки примитивны, больше походят на условные изображения
предметов. Затем мы видим, как древние художники переходят к силуэтам, где
выявляются уже характерные черты животного, а у человеческих фигурок - признаки
пола, места в общине, род занятий. Рисунки становятся более реалистичными. Вот
мы видим попытки передать объем - штриховку и пятна внутри силуэта. Картины
постепенно наполняются движением, жизнью, замыслом художника, появляются
изображения целых сцен. Коллективная охота «в загон», приручение рогатого скота
и лошади, движение каравана верблюдов, нападение хищников на горных козлов,
сцены с танцами… Можно проследить по рисункам за развитием ремесел - созданием
составного лука, появлением топора и меча, за рождением не только материальной,
но и духовной культуры, мировоззрения.
Галерея древних художников дает хорошее представление и об окружающем человека
мире. На рисунках мы видим изображения первобытных быков, оленей, леопардов,
волков, гепардов, тигров… Многие из них в этих местах уже не водятся.
Предки населявших наш регион народов были очень мужественными людьми. Об этом
также свидетельствуют петроглифы. На одном из них, правда, уже не в Сармишсае, а
на скале на юге Ферганской долины, изображена сцена схватки вооруженного палкой
пастуха с тигром. Археологи отнесли эту находку к первому тысячелетию до нашей
эры. В те времена, считают ученые, защита стада от крупных хищников таким
примитивным «оружием», как палка, было вполне обыденным явлением.
На территории Узбекистана открыто 150 мест с наскальными рисунками минувших
эпох. В той же Ферганской долине, в Риштанском районе, славящемся мастерами
керамической посуды, в местности Суратысай, известен очаг петроглифов с
реалистичным изображением быков. Возраст этих рисунков, считают специалисты, 4-е
- первая половина 3-го тысячелетия до нашей эры. Такой же возраст и у рисунков в
Ходжакенте, расположенном в долине реки Чирчик, в 70 километрах от Ташкента.
Здесь на скалах зафиксировано более 90 отдельных изображений и сцен. Основные
сюжеты рисунков - козлы, архары, олени, лошади, собаки. Несколько раз
повторяются изображения людей. Особый интерес представляют фигуры женщин с
выраженными признаками пола и округлостью форм. Среди памятников наскального
искусства эпохи неолита и энеолита изображения женщин встречаются крайне редко.
Подобные рисунки женщин найдены среди петроглифов Гобустана в Азербайджане.
Рассматриваемые рисунки также можно сопоставить с антропоморфными статуэтками
эпохи неолита и энеолита из памятников Южного Туркменистана, Ближнего Востока и
Закавказья.
- Задача ученых по возможности полнее сохранить уникальные петроглифы на древней
узбекской земле для будущего, - считает Мухитдин Хужаназоров, - сделать этот
драгоценный исторический материал доступным и для тех, кто сможет, несомненно,
со временем понять его лучше и глубже, чем мы.
Петроглифы Сармишсая - достойное пополнение списка всемирного наследия ЮНЕСКО.
Подлинным его украшением уже стали наши древние города - Самарканд, Бухара,
Шахрисабза и Хива.
Анатолий Ершов
По материалам сети Интернет
Источник
Дата публикации: 1 мая 2008
|