Узбекистан богат центрами вышивки, каждый из которых
отличается своеобразием орнаментального и колористического решения. Один из
таких центров - древний город Гиждуван, в котором уже ко второй половине
XIX века сложилась неповторимая школа вышивки, отличающаяся оригинальной
техникой, трактовкой орнаментов и цветовой палитрой.
Традиции вышивки в Узбекистане уходят своими корнями в глубь веков. Вышиванием
занималась практически каждая женщина. Девочек учили этому искусству с раннего
детства. Вышивки изготовлялись, как правило, не для продажи, а для дома.
Активное использование вышитых изделий в обрядах привело к появлению самых
разнообразных видов. Так, к свадьбе молодая невеста должна была вышить
тюбетейки, рушники, поясные платки-бельбаги, носовые платки, молитвенный
коврик-джойнамаз.
Большую роль в формировании декора гиждуванской вышивки сыграли местные традиции
народного искусства. Гиждуванская вышивка, как и бухарская, в основном
выполняется в технике «йурма» (крючком), при окантовке используется также
бигиз - железный крючок с изогнутым концом; в Бухаре такую операцию выполняют
иглой. Мастерицы Гиждувана испокон веков вышивали специально обработанными,
кручеными нитками, а бухарские женщины использовали нити без предварительной
обработки. Отличаются вышивки обоих городов и тканью-основой: гиждуванская
исполнялась на белом или сероватом карбосе (хлопчатобумажная ткань домашней
выделки), красном ситце, белой материи и светло-сером репсе, а бухарская - на
более дорогих тканях - белом карбосе, цветном адрасе, шелке и на привозных
гиссарских тканях.
Композиции гиждуванских сюзане, покрывал и молитвенных ковриков, как правило,
медальонные, состоят из центрального поля и трехрядного, имеющего одну
широкую и две узкие полосы. В широкой полосе бордюра дается яркое повторение
орнаментов центрального поля или же ее заполняет растительный орнамент «ислими».
Несмотря на устойчивую каноничность композиций, большая роль отводилась
импровизации, свободе творческого самовыражения. Художницы никогда не копируют
своих работ и не делятся с другими своими эскизами. Нередки композиции,
состоящие из кругов в сочетании с растительными мотивами (ветви, листья,
цветочные бутоны), полностью покрывающими центральное поле вышивки. Среди
наиболее популярных орнаментов используются такие стилизованные растительные
мотивы, как
шиповник (бутагуль), цветущий куст (гулдарахт), плакучая ива
(мажнунтол),
цветущая ветка (шохчагул), вьюнок (искандар печак), петушок
(гултожихуроз), бархатцы (сафсаргул).
Эскизы крупных изделий всегда выполнялись опытными, искусными мастерицами. Они
наносили рисунок на ткань натуральной черной краской - «ранги сие». При
размещении композиции вышивки ткань квадратной формы складывалась по диагонали,
определялся ее центр, потом - широкая окантовка, которая выделяла центральное
поле. Далее мастерица намечала основные орнаменты, затем оставшуюся свободную
часть поля заполняла мелкими элементами орнамента.
К эскизу каждой новой вышивки художницы и сейчас подходят творчески. Они никогда
не копируют уже готовую работу и не дают другим мастерицам своих эскизов. В
древние времена считалось, что профессия художника - от Бога. Поэтому, несмотря
на устойчивую каноничность ряда композиций, большая роль при нанесении узора
отводилась импровизации, свободе творческого самовыражения. Многообразие
рисунков вышивки достигалось за счет варьирования цветовой гаммы, основных и
дополнительных элементов орнамента. Вышивка Гиждувана, отличающаяся
самобытностью и своеобразием интерпретации популярных в Узбекистане композиций,
стала еще одним ярким свидетельством творческого потенциала узбекского народа.
Корёгди Джумаев
По материалам сети Интернет
Источник
Дата публикации: 08 мая 2008
|